Официальные документы

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОГО И ФОНДОВОГО РЫНКОВ

(Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 785. О Государственной программе защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы)

Общие сведения. Рекламная деятельность




В настоящее время существует система раскрытия информации о деятельности паевых инвестиционных фондов, которая обеспечивает предоставление инвесторам информации о деятельности паевых инвестиционных фондов, в том числе ежедневное предоставление информации о стоимости чистых активов и инвестиционных паев. Повышенные требования к раскрытию информации необходимо распространить и на остальные формы коллективных инвестиций, в том числе акционерные инвестиционные фонды, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды.
Для решения проблемы раскрытия информации о предприятиях необходимо:
- детально регламентировать состав и структуру раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, а также унифицировать способы ее раскрытия;
- разработать правила раскрытия информации, а также процедуры, позволяющие обеспечить доступ к раскрываемой информации всех заинтересованных лиц.
Практическое обеспечение раскрытия информации невозможно без введения административной ответственности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг за уклонение от раскрытия информации, а также предоставление недостоверной, ложной или вводящей в заблуждение информации.
Важнейшей составной частью процесса создания системы раскрытия информации российскими предприятиями является реформа бухгалтерского учета в Российской Федерации. Качество представляемой российскими предприятиями информации не отвечает потребностям инвесторов, поскольку до сих пор сохраняется налоговая направленность бухгалтерского учета и, соответственно, составленных на его основе финансовых отчетов.
С учетом создаваемой системы раскрытия информации реформа бухгалтерского учета в России должна заключаться:
- в приведении бухгалтерского учета в соответствие со сложившейся системой рыночных отношений в России путем создания и внедрения в практику работы российских предприятий модели бухгалтерского учета на основе международных стандартов бухгалтерского учета. Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно этим стандартам, отличается высокой информативностью;
- в формировании на базе международных стандартов финансовой отчетности, адекватной потребностям российской экономики на современном этапе развития;
- в четком разделении финансовой и налоговой отчетности.
Необходимо также разработать и утвердить специализированные формы бухгалтерской отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Кроме того, защита инвесторов может и должна осуществляться путем развития аудиторских услуг.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в соответствии с разделом 3.4:
- федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
- федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
- федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
- нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, касающиеся раскрытия информации о ценных бумагах;
- нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся бухгалтерского учета и отчетности.

3.5. Защита интересов инвесторов путем развития
инфраструктуры финансового и фондового рынков

Защита инвесторов путем развития инфраструктуры финансового и фондового рынков должна быть достигнута путем:
- совершенствования работы регистраторов;
- создания центрального депозитария;
- развития торговых систем и совершенствования их работы.
Совершенствование работы регистраторов в настоящее время требует решения следующих проблем:
а) устранение зависимости регистраторов от эмитентов или крупных акционеров путем:
- ужесточения требований к деятельности регистраторов;
- укрупнения регистраторов;
- введения ограничений на участие в уставном капитале регистратора для любого акционера и одновременно с ним - запрещения акционерам регистратора владеть пакетом акций эмитента, чей реестр ведет данный регистратор, в размере, превышающем эти ограничения;
б) повышение требований к собственному капиталу регистраторов и структуре их баланса с тем, чтобы:
- вытеснить с рынка мелких регистраторов;
- обеспечить регистратору возможность повысить уровень своей ответственности за ошибки перед третьими лицами;
- обеспечить регистратору возможность страхования своей финансовой ответственности.
Решение указанных выше проблем должно быть обеспечено в результате принятия программы по страхованию рисков регистраторов и программы гарантирования подписи, а также внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты.
Для завершения создания инфраструктуры фондового рынка, соответствующего международным требованиям, необходимо создание централизованной системы хранения ценных бумаг и учета прав на ценные бумаги. В этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" в России должна быть создана национальная депозитарная система и Центральный депозитарий как ее основное звено. Центральный депозитарий и национальная депозитарная система должны выполнять две основные функции:
- обеспечение сохранности информации о правах инвесторов на ценные бумаги и таким образом - обеспечение защиты права собственности;
- обеспечение эффективных расчетов по сделкам с ценными бумагами.


Страницы: 5 из 7  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->