Официальные документы

5 ЗАКОНА НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕРЕКЛАМНОГО ХАРАКТЕРА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КОНКРЕТНЫЙ ТОВАР ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К НИМ, ТО ЕСТЬ В РЕКЛАМНЫХ ЦЕЛЯХ.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе)

Общие сведения. Рекламная деятельность




После опубликования рекламораспространителем беседы в форме интервью корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации об успехах последней и достоинствах производимого ею товара без сопровождения указанной пометкой антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании пункта 3 статьи 31 Закона.
Штраф рекламораспространителем добровольно уплачен не был, в связи с чем антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его принудительном взыскании.
Суд заявленное требование отклонил, правомерно руководствуясь следующим.
Статья 5 Закона не устанавливает специальной формы для надлежащего предварительного сообщения об использовании в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей на конкретный товар или определенного изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним, то есть в рекламных целях.
Пометка "на правах рекламы" приводится Законом как один из возможных, но не единственный вариант такого сообщения.
Требование предписания, чтобы сообщение о рекламном характере информации имело исключительно форму пометки "на правах рекламы", противоречит Закону и не может рассматриваться как предъявленное антимонопольным органом в рамках предоставленных ему полномочий по контролю за соблюдением законодательства в области рекламы.
В данном случае содержание статьи сводилось к рассказу об успехах организации и о хорошем качестве производимого ею товара (работ, услуг). Перед текстом статьи выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза часто используется в рекламе организации, должностное лицо которой давало интервью, а в статье пойдет речь о том, что стоит за этой рекламой.
Указанное сообщение по сути является именно надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере следующей за ним информации, поскольку позволяет ему распознать соответствующий материал как рекламный непосредственно в момент его представления.
С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно признал, что при опубликовании названного интервью рекламораспространитель не нарушил правило статьи 5 Закона о сопровождении соответствующей информации сообщением о ее рекламном характере.

14. Применение ограничений, установленных Законом для рекламы определенных видов товаров и услуг, к рекламной информации о товарах и услугах иного рода признано судом неправомерным.
Антимонопольный орган указал в решении на несоблюдение рекламораспространителем ряда положений Закона, включая пункт 2 статьи 16, и направил ему предписание о прекращении выявленных нарушений.
Рекламораспространитель не согласился с тем, что с его стороны имели место нарушения положений пункта 2 статьи 16 Закона и обратился в арбитражный суд с требованием о признании в этой части недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Суд заявленное требование удовлетворил, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которой требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем первым упомянутого пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Антимонопольный орган признал нарушением упомянутых требований Закона объявления "магистр белой магии, психолог", об оказании услуг по снятию венца безбрачия, невезения и осуществлению предсказаний, о продаже пищевых добавок отечественного производства на основе лекарственных трав валерианы, левзеи, девясила, элеутерококка.
Между тем из текста этих объявлений следовало, что предлагаемые товары не являются медикаментами, а услуги очевидно не относятся к числу медицинских. Разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, на оказание подобных услуг и продажу такого рода товаров не требуется.
Поскольку факт нарушения пункта 2 статьи 16 Закона со стороны рекламораспространителя отсутствовал, суд обоснованно признал решение и предписание антимонопольного органа в соответствующей части недействительными.

15. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.


Страницы: 7 из 10  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->