Официальные документы
Общие сведения; Рекламная деятельность
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года приняла Федеральный закон "О рекламе", который подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 25 июля 1995 года).
1. Названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации в целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. При этом действие Федерального закона не распространяется на политическую рекламу и на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 1).
Определения основных понятий (реклама, ненадлежащая реклама, контрреклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы), употребляемых в Федеральном законе, даются в статье 2.
Статьей 3 Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом.
2. Глава II Федерального закона устанавливает общие и специальные требования к рекламе.
В частности, статья 5 содержит общие требования, которым должна отвечать реклама. Более подробно раскрываются такие понятия, как недобросовестная реклама (ст. 6), недостоверная реклама (ст. 7), неэтичная реклама (ст. 8), заведомо ложная реклама (ст. 9), скрытая реклама (ст. 10). Особенности отдельных видов рекламы (в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях и других видов рекламы) и особенности рекламы отдельных видов товаров предусматриваются в статьях 11 - 18 Федерального закона.
3. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в части, касающейся сроков хранения материалов, содержащих рекламу; предоставления рекламной информации для производства и распространения рекламы; информирования об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе; предоставления информации органам исполнительной власти; заключения договоров на основании рекламы, устанавливаются главой III Федерального закона.
В частности, в случае наличия в рекламе признаков публичной оферты и при уклонении рекламодателей от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора (п. 3 ст. 25).
4. Вопросам государственного контроля и саморегулирования в области рекламы посвящена глава IV Федерального закона.
В частности, предусмотрено, что государственный контроль в области рекламы осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. В числе других полномочий в этой области, установленных статьей 26 Федерального закона, антимонопольные органы наделены правом предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона установлено, что при предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Права органов саморегулирования - общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов юридических лиц предусмотрены статьей 28 Федерального закона.
Этим органам, в частности, предоставлено право предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок (п. 2 ст. 28).
5. Глава V Федерального закона посвящена контррекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу.
Статья 29 Федерального закона регулирует порядок применения такой меры защиты от ненадлежащей рекламы, как контрреклама, предоставляя антимонопольным органам право в случае неисполнения их решения об осуществлении контррекламы полного или частичного приостановления рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя дифференцируется в статье 30 Федерального закона.
Статьей 31 Федерального закона предусматривается гражданско - правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
При этом установлено, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины (абзац третий п. 1 ст. 31).
Взыскание штрафов на основании решений антимонопольных органов, принятых в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона, в случае, если уплата штрафа не произведена добровольно, производится в судебном порядке.
Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения антимонопольного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 31).
Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 08.09.1995 N С5-7/ОЗ-540. О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ''О РЕКЛАМЕ''
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-540
от 8 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-540
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года приняла Федеральный закон "О рекламе", который подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 25 июля 1995 года).
1. Названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации в целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. При этом действие Федерального закона не распространяется на политическую рекламу и на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 1).
Определения основных понятий (реклама, ненадлежащая реклама, контрреклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы), употребляемых в Федеральном законе, даются в статье 2.
Статьей 3 Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом.
2. Глава II Федерального закона устанавливает общие и специальные требования к рекламе.
В частности, статья 5 содержит общие требования, которым должна отвечать реклама. Более подробно раскрываются такие понятия, как недобросовестная реклама (ст. 6), недостоверная реклама (ст. 7), неэтичная реклама (ст. 8), заведомо ложная реклама (ст. 9), скрытая реклама (ст. 10). Особенности отдельных видов рекламы (в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях и других видов рекламы) и особенности рекламы отдельных видов товаров предусматриваются в статьях 11 - 18 Федерального закона.
3. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в части, касающейся сроков хранения материалов, содержащих рекламу; предоставления рекламной информации для производства и распространения рекламы; информирования об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе; предоставления информации органам исполнительной власти; заключения договоров на основании рекламы, устанавливаются главой III Федерального закона.
В частности, в случае наличия в рекламе признаков публичной оферты и при уклонении рекламодателей от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора (п. 3 ст. 25).
4. Вопросам государственного контроля и саморегулирования в области рекламы посвящена глава IV Федерального закона.
В частности, предусмотрено, что государственный контроль в области рекламы осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. В числе других полномочий в этой области, установленных статьей 26 Федерального закона, антимонопольные органы наделены правом предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона установлено, что при предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Права органов саморегулирования - общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов юридических лиц предусмотрены статьей 28 Федерального закона.
Этим органам, в частности, предоставлено право предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок (п. 2 ст. 28).
5. Глава V Федерального закона посвящена контррекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу.
Статья 29 Федерального закона регулирует порядок применения такой меры защиты от ненадлежащей рекламы, как контрреклама, предоставляя антимонопольным органам право в случае неисполнения их решения об осуществлении контррекламы полного или частичного приостановления рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя дифференцируется в статье 30 Федерального закона.
Статьей 31 Федерального закона предусматривается гражданско - правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
При этом установлено, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины (абзац третий п. 1 ст. 31).
Взыскание штрафов на основании решений антимонопольных органов, принятых в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона, в случае, если уплата штрафа не произведена добровольно, производится в судебном порядке.
Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения антимонопольного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 31).
Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)