Официальные документы

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗОРЬКИНА. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ НЕ ДОПУСКАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНИМАТЬ ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О РЕКЛАМЕ. ЗНАЧИТ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ОТНОСИТ ВОПРОСЫ РЕКЛАМЫ НЕ К СОВМЕСТНОМУ ВЕДЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ, А ВСЕЦЕЛО К ВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЦИИ. НА ЭТОМ И ОСНОВАНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, КОТОРЫМ НАЗВАННАЯ СТАТЬЯ ПРИЗНАНА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ. Я НЕ МОГУ С ЭТИМ СОГЛАСИТЬСЯ И ПОЭТОМУ ЗАЯВЛЯЮ ОСОБОЕ МНЕНИЕ.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П. По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года ''О рекламе)

Реклама на транспорте. Рекламная деятельность. Общие сведения




4. Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы.
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию закреплено в статье 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, и в этом аспекте положения статьи 3 Закона не противоречат Конституции Российской Федерации.
5. В соответствии со статьей 74 (часть 3) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Поскольку предметом запросов в настоящем деле является статья 3 Федерального закона "О рекламе", Конституционный Суд Российской Федерации не вправе оценивать содержание иных статей Закона с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. В связи с этим вопрос, относятся ли в действительности иные положения Закона к предметам регулирования, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, в производстве по настоящему делу не рассматривается.
6. Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.
Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско - правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе", поскольку она распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка, соответствующей Конституции Российской Федерации.
2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Д. ЗОРЬКИНА

Статья 3 Федерального закона "О рекламе" не допускает возможность субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты о рекламе. Значит, федеральный законодатель относит вопросы рекламы не к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а всецело к ведению Федерации. На этом и основано Постановление Конституционного Суда, которым названная статья признана соответствующей Конституции. Я не могу с этим согласиться и поэтому заявляю особое мнение.
1. Действительный смысл статьи 3 рассматриваемого Закона не может быть уяснен вне ее связи с другими статьями данного Закона, предметом его регулирования. Разумеется, речь идет не об оценке конституционности других статей, а лишь о необходимости выяснить, к какой сфере законодательства и какому предмету ведения они относятся.


Страницы: 3 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->