Вопросы-ответы
Пузыревский С.А., начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС

КОРРЕКТНАЯ РЕКЛАМА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Разделы:
Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности






Вопрос:

как на практике разрешается проблема корректности рекламы?

Ответ:

Есть две формы корректного поведения рекламодателя. Это корректность по отношению к конкурентам и корректность по отношению к потребителю. Каждая из них имеет свои особенности. Некорректность достаточно часто может выражаться в том, что каждый рекламодатель хочет сказать, что он самый лучший. А когда каждый начинает это говорить - потребитель теряется. Один самый лучший, другой самый лучший, третий… Такое абстрактное понятие, как правило, чаще всего признаётся некорректным. В результате, кто из них "самый-самый", приходится выяснять антимонопольному органу, проверять различные параметры – оценивать по потребительским свойствам производимые товары, по ценовой политике, и по объемам производства на территории страны. Сравнение, кстати, является само по себе важным элементом конкуренции, потому что когда что-то с чем-то сравнивается, то от этого выигрывает потребитель. В некоторых странах запрещено размещать сравнительную рекламу. У нас такая реклама допустима, но здесь важен корректный подход к ней. Поэтому если кто-либо заявляет о том, что он самый лучший, то в этом случае обязательно следует представить параметр, по которому возможна такая оценка. Допустим, "у нас самая низкая цена". И тогда можно этот параметр уже сравнивать с другими предложениями, которые действуют на рынке. А поскольку обнародованная реклама действует в течение двух месяцев, если не указан иной срок, то в течение этого времени можно проверить, насколько рекламное предложение соответствует действительности, насколько оно корректно. Если выяснится, что это не так, то такого производителя можно будет наказать.

Второй момент связан с корректностью информации для потребителей. Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на приобретение товара. Очень часто рекламодатели, давая объективную достоверную информацию, иногда "забывают" о чем-то упомянуть. А как впоследствии оказывается, это существенно влияет на выбор потребителя.

Очень часто такие ситуации бывают связаны с рекламой финансовых услуг, хотя она урегулирована российским законодательством. Кредит – это получение денег под проценты. Гражданский кодекс РФ четко регулирует такие сделки. Проблемы начинаются тогда, когда встает вопрос о том, что реально должен выплатить заёмщик кредитору, какой процент. Часто заявленный процент и реальная сумма не совпадают, потому что финансовые организации, кредитные организации, банки дают потребителю неполную информацию. Процент может быть не очень высоким, что для потребителя привлекательно. Но существуют какие-то постоянные дополнительные комиссии и платежи, которые увеличивают общую сумму выплат в два, а иногда и в три раза. Поэтому в Законе прямо указано, что если в рекламе услуг по предоставлению кредита сообщается хотя бы одно из условий, влияющих на стоимость этой услуги для заёмщика, то в такой ситуации все иные условия, определяющие эту стоимость, должны быть четко прописаны. А это могут быть комиссионные выплаты, проплаты за обслуживание, ведение счета, любые платежи, которые взимаются за проведение операций по счету, и т.д. Потребитель должен четко понимать это. Исключить возможные злоупотребления в этой сфере позволит объявление кредитором эффективной ставки, включающей все платежи по договору. Пусть это будет высокий процент, но понятный потребителю. Тогда человек будет ориентироваться и понимать, что взяв, например, десять тысяч рублей, он должен будет вернуть эти десять тысяч и плюс заплатить 40 процентов от этой суммы.

Очень часто банки используют такой прием: размещают рекламу в телеэфире о выгодных условиях получения кредита. Но вот если внимательнее посмотреть некоторую телевизионную рекламу, то можно увидеть, что о привлекательных условиях информация дается в полный экран большим форматом, а ниже мелким шрифтом идут все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью получения кредита и которые не всегда выгодны для потребителя. Эти все остальные появляются на экране телевизора на одну секунду, и не полным текстом, бегущей строкой. Нормальный потребитель с нормальным зрением, с нормальным скорочтением прочитать такое не сможет.Такой способ доведения информации до потребителя не годится при распространении рекламы по телевидению. ФАС оценивает это как отсутствие информации в рекламе. То же самое можно проследить с наружной рекламой. Самый идеальный вариант, который снимет эти проблемы, - сообщение и включение в кредитный договор только одного – эффективной процентной ставки, в которую включены все возможные затраты банка.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)