Статьи
Н. Афанасьева

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ НА ТРАНСПОРТЕ

Разделы:
Реклама на транспорте; Рекламная деятельность




Самостоятельным видом рекламы является реклама на транспортных средствах. Повышение роли данного вида рекламы стало существенным фактором развития законодательной базы по регулированию рекламы на транспорте и установлению специальных требований к ней.

Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон о рекламе) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (в том числе и транспортных средств), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, рекламой не является (п. 4 статьи 20 Закона о рекламе).

Основания размещения рекламы на транспорте

Согласно п. 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Таким образом, заключение договора с лицом, владеющим и управляющим транспортным средством на основании доверенности (в том числе и генеральной), не является правомерным.

Такой договор может быть заключен только в случае, если в доверенности, оформленной надлежащим образом, будет прямо указано полномочие поверенного на заключение от имени собственника (или лица, владеющего транспортным средством на ином вещном праве) указанного договора.

Использование транспортных средств в качестве рекламных конструкций

Согласно п. 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Значит, ни в коем случае нельзя переоборудовать никакие транспортные средства (например, "Газели" или другие грузовые автомобили) с установкой на них рекламных конструкций. Но тем не менее, сегодня использование таких транспортных средств весьма широко распространено и на улице их встретить можно весьма часто.

Но в таком случае, конечно же надо еще будет доказать, что данное транспортное средство переоборудуется не в целях передвижения и рекламных целях, а как стационарная конструкция, которая будет определенное время находиться в определенном месте, и что основное предназначение транспортного средства – никак не в том, чтобы рекламировать что-либо.

Когда не допускается размещение рекламы на транспорте

Случаи, когда размещение рекламы на транспортных средствах запрещено, установлены в п. 3 статьи 20 Закона о рекламе. Так, недопустимо размещение рекламы на транспортных средствах:
  • специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
  • оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
  • предназначенных для перевозки опасных грузов.

Конечно, прямое указание запретов размещения рекламы на установленных транспортных средствах подчеркивает всю серьезность подхода законодателя к данному вопросу, поскольку проблема безопасности дорожного движения стоит весьма остро.

Однако указанное выше перечисление "запретов" кажется лишним, когда читаешь п. 5 статьи 20 Закона о рекламе, на основании которого реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Под техническим регламентом понимается документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Получается, что действие технических регламентов, которые по сути, призваны заменить ГОСТы (кстати, не все ГОСТы будут отменены – действующими останутся, в том числе, и ГОСТы, призванные обеспечивать безопасность), распространилось и на рекламную деятельность в отношении такого вида рекламы, как рекламирование на транспорте.

Следует также отметить, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается согласно п. 6 статьи 20 Закона о рекламе.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)