Пузыревский С.А., начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЗДАНИИ В МЕСТЕ ЕЁ РАСПОЛОЖЕНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ
Разделы:Рекламная деятельность
Вопрос:
является ли вывеска магазина рекламой?
Необходимо ли получение разрешения на вывеску? Является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом?
Правомерны ли действия чиновников?
Как на практике в рамках Закона о рекламе чиновники отличают рекламные щиты от вывесок и указателей? Есть ли акты, дающие исчерпывающие определения указанным видам информационных носителей?
Что делать, если местное законодательство самостоятельно относит к рекламе все информационные указатели, площадь которых более 0,5 кв. м?
Ответ:
Статья 2 Закона о рекламе предусматривает, что данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, указание на здании в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры её исполнения. Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) её деятельности – "Салон отделочных материалов", "Аптека", "Культурно-развлекательный центр" и прочее – относится к обычаям делового оборота и также не может рассматриваться в качестве рекламы. Размещение в месте нахождения организации её наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например: "салон Джин Строй", "аптека Умный лекарь" служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.
Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание её целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, например, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещённые рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. Однако, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде её деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учётом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором организация арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели. Стоит отметить, что органы местного самоуправления не вправе требовать от организаций получения разрешения, предусмотренного статьей 19 Закона о рекламе, на установку вывесок. При этом отдельные требования к вывескам (в том числе требование о регистрации) могут предъявляться органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации полномочий по благоустройству территорий.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)