Пузыревский С.А., начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС
ПЛАНИРУЕМЫЕ В 2008 ГОДУ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К ЗАКОНУ О РЕКЛАМЕ
Разделы:Рекламная деятельность
Вопрос:
Прошло почти полтора года со дня принятия Государственной Думой в 2006 году Федерального закона "О рекламе". Как он сегодня работает? Нужны ли какие-нибудь изменения и дополнения к нему?
Ответ:
Давая оценку в целом, можно сказать, что применение нового Закона, безусловно, решает проблемы развития рекламного рынка, проблемы развития конкуренции на рынке рекламных услуг. Кроме того, Закон позволяет обеспечить защиту потребителям рекламы. В России уже накоплен достаточно богатый опыт урегулирования отношений в этой области. Задача Закона сделать так, чтобы конкуренция была добросовестной, достоверной и проходила в строго заданных рамках. Именно поэтому Закон о рекламе ориентирован прежде всего на то, чтобы позволить хозяйствующим субъектам размещать или распространять о себе рекламу, а с другой стороны, обеспечить интересы их контрагентов, конкурентов и не допустить недостоверности, некорректности и недобросовестности в отношении них. За период действия Закона внесены пять изменений. В частности, в июле этого года вступила в силу поправка, касающаяся обязанности рекламодателей сообщать стоимостные показатели в рублях. Если раньше в рекламе можно было обозначать цены, например, в условных единицах, долларах или евро, то теперь существует общее жесткое требование - цену товара или услуги нужно указывать в рублях. При этом не исключена возможность одновременно сообщить цену в валюте, но в рублях стоимость должна быть определена обязательно.
Конечно, по мере возникновения серьезных проблем стоит предпринимать определенные шаги. Вот один из нерешенных вопросов – реклама алкоголя и табака. По ней много ограничений и запретов, но, видимо, недостаточно. В Законе нет запрета на размещение такой рекламы на станциях метрополитена. В этом случае поправки в Закон должны быть внесены. ФАС России поддержал такой законопроект. Еще существуют отдельные проблемы, связанные с правоприменением. С одной стороны, Закон позволил решить очень важные проблемы. Если вспомнить, полтора года назад у нас при полном запрете рекламы алкоголя она была везде, но не явная. Принятый новый Закон позволил решить эти проблемы достаточно четко. Сейчас на телевидении скрытой рекламы фактически нет. В определенном смысле здесь произошло легальное перераспределение спроса, потому что эта реклама перетекла в печатные средства массовой информации, но это менее опасно по сравнению с размещением ее на телевидении, когда ее видит вся страна. Вот если оценивать, кто выиграл от нового Закона, то можно сказать, что в определенном смысле повезло печатным средствам массовой информации. Но выиграли и рекламодатели, потому что могут легально размещать такую рекламу не в ущерб своим бюджетам.
С принятием нового Закона произошло серьезное ограничение объемов рекламы в телепрограммах. Формально речь идет о 20% времени вещания в течение часа. Раньше привязка была к суткам, и телеканалы могли, допустим, в прайм-тайм выставлять больше рекламы, компенсируя это меньшими объемами рекламы, показываемой в дневное или ночное время. Сейчас оценка объемов рекламы делается исходя из часа эфирного времени, то есть из расчета 20 процентов рекламы в час на протяжении суток. Благодаря этому потоки рекламы равномерно распределились во времени. Проблема, на которую законодателю надо теперь обратить внимание, связана с тем, что Закон, ограничив коммерческую рекламу, не учел объемы анонсов телепередач, которые транслируются по телевидению и очень часто прерывают телепрограммы. Эти перерывы надо сделать существенно меньше. С 1 января 2008 года начнет действовать еще одно ограничение - дополнительное сокращение объема рекламы в телепрограммах. Объем рекламы в час будет снижен до 15%. Сейчас он составляет 12 минут, а уменьшится до 9. Почасовое ограничение объема рекламы в телепрограммах основывается на международном регулировании этих вопросов. Россия подписала в октябре 2006 года международную Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, но еще не ратифицировала ее. Сейчас проходит эта процедура. Для того чтобы Конвенция действовала в полной мере, ее нужно утвердить, а для этого нужно привести отдельные положения нашего Закона о рекламе в соответствие с этой Конвенцией. В частности, российским законодательством никак не регламентируется вопрос, как часто и сколько можно передавать рекламу. Европейская конвенция четко устанавливает определенные периоды прерывания рекламой телепередач. Министерством культуры РФ совместно с ФАС России подготовлен такой законопроект. Я думаю, что в ближайшее время он будет рассматриваться Госдумой.
Есть еще один вид рекламы, который на сегодняшний день является недостаточно урегулированным, - product placement. Первое, что у нас сделал законодатель, - сказал, что органичное интегрированное упоминание о конкретной марке товара, услуги в рамках художественного произведения не должно рассматриваться в качестве рекламы, на нее Закон не распространяется. Но критерии, как к этому подходить, где органичное интегрирование, а где не органичное, вызывают очень много вопросов. При ФАС создан Экспертный совет.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)