Р. Демьянов
СПОНСОРСТВО ИЛИ "СПОРТИВНАЯ РЕКЛАМА"
Разделы:Спонсорство; Рекламная деятельность
Основная проблема, которая волнует всех при рассмотрении вопросов так называемой спортивной рекламы, - это спонсорство.
Согласно п. 9 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон 38-ФЗ) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Спонсорская реклама - это реклама, распространяемая на условиях обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
При этом существует ряд социально значимо опасных товаров или видов деятельности, по которым закон установил ограничения: алкоголь, табак, пиво и еще ряд видов продукции, которая для спортсменов менее интересна.
Ранее статья 17 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разрешала рекламу алкогольной продукции:
- с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о рекламе;
- с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.
В настоящее время в новой редакции Закона 171-ФЗ данная статья утратила силу.
В жизни можно встретить следующее – в спортивных газетах и журнала нередко размещена реклама алкогольной продукции. В итоге нередко все преподносится таким образом, что спорт без водки - выброшенные деньги? Эти вопросы касаются уже не бизнеса, но это вопросы нашей социальной жизни.
Введены специальные требования, которые также ограничивают рекламу, касающуюся спортивных сооружений. Согласно п. 4 статьи 2 Закона 38-ФЗ специальные требования и ограничения, установленные Законом 38-ФЗ в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара и его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом 38-ФЗ установлены социальные требования.
Ранее многие рекламодатели, производители и рекламораспространители пользовались именем. Например, выпускалась алкогольная продукция - водка А, водка Б и водка В. Одновременно шла реклама минеральной воды А, воды Б и воды В. Теперь такие лазейки российских рекламодателей устранены указанной выше нормой.
Согласно п. 2 статьи 5 Закона 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарного знака или знака обслуживания, который тождественен или сходен до степени смешения с товарными знаками или знаком обслуживания товаров, в отношении рекламы которых установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Это общие требования. Есть требования к рекламе как алкоголя, так и табака и пива и есть требования к способу распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах.
Например, существуют определенные требования к рекламе, когда идет реклама спортивного состязания: реклама социальных товаров должна быть не ближе 100 метров, а на территории спортивных сооружений она запрещается.
Тем не менее, встречаются факты, когда показывается спортивное состязание, и мы видим баннер с рекламой пива, иных товаров, реклама которых в данном месте, данным способом не разрешена. В этих случаях, как правило, должны возбуждаться дела о нарушении рекламного законодательства и применять санкции, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.
Что касается рекламы, которая идет из-за рубежа, то данная трансляция идет из иного государства, на территорию которого российское законодательство не распространяется. Здесь мы не можем запретить трансляцию данного спортивного состязания.
Но ведь наши спортивные организации участвуют в международных состязаниях? Так, наш футбольный клуб выходит в финал Кубка чемпионов (Российский футбольный союз - член FIFA, UEFA). По условиям Устава, который подписал Российский футбольный союз, он обязан выполнять те требования, которые записаны в Уставе FIFA и UEFA. Там указано, что, если они с кем-то заключили соглашения по рекламе и взяли его как спонсора, соответственно на любой территории, где проходит спортивное состязание под эгидой данной организации, эта реклама должна присутствовать. Однако в России это невозможно – Закон о рекламе на сегодняшний день это ограничивает.
Что касается рекламы в Интернете, то вряд ли это можно назвать спонсорством. Если мы возьмем алкогольные компании, в частности водочные, там десятки тысяч различных видов компаний, и законодательство на Интернет пока еще серьезно не распространяется. Интернет - это большая проблема не только для России, но и для всех государств, которые им пользуются. Я могу находиться в Южной Африке и спокойно сюда закидывать информацию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)