Статьи
Е. Кальчевская

РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ ИЛИ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЛОТЕРЕЯ?

Разделы:
Рекламная (стимулирующая) лотерея и розыгрыш призов; Рекламная деятельность




В последнее время большой популярностью пользуются рекламные акции, в ходе которых потенциальным покупателям предлагается не только приобрести товар, но и принять участие в розыгрыше призов. Такие средства воздействия, стимулирующие спрос и продвижение товаров и услуг, чаще именуются как конкурсы, розыгрыши, игры, викторины для потребителей, реже - лотерея.

Подобные мероприятия не всегда являются обычными рекламными акциями. При соблюдении определенных условий законодатель классифицирует их в качестве стимулирующих лотерей, что влечет за собой ряд серьезных ограничений и обязательств как для организатора такой лотереи, так и для ее победителя.

          Что такое стимулирующая лотерея. Признаки стимулирующей лотереи

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе и стимулирующих, определяет Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ "О лотереях" (Закон 138-ФЗ).

Согласно пп. 2 п. 3 статьи 3 Закона 138-ФЗ стимулирующая лотерея - лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Лотерея же – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (п. 1 статьи 2 Закона 138-ФЗ).

При этом в соответствии с п. 1 статьи 1063 Гражданского кодекса (ГК) лотерея - это не просто игра, это игра, основанная на риске. Отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (п. 1 статьи 1063 ГК). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Таким образом, обязательная письменная форма договора не установлена, порядок его заключения устанавливается организатором.

Таким образом, стимулирующая лотерея – это игра, в которой организатор устанавливает правила и предоставляет призы, а участник выполняет правила и без внесения платы получает негарантированную возможность получения приза, причем эта возможность зависит от воли случая.

Исходя из всего вышесказанного, обязательными признаками стимулирующей лотереи являются следующие.
  1. Участник не вносит платы за участие (сопутствующее приобретение товара не является платой за участие, так как цель продажи товара - получение прибыли в рамках обычной деятельности).
  2. Призовой фонд формируется за счет средств организатора.
  3. Между организатором и участником в порядке, определяемом организатором, заключается договор, в соответствии с которым организатор производит розыгрыш призов, а участник приобретает право на приз, если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи.
  4. Участник розыгрыша рискует, подвергается случайности, результат проведения розыгрыша невозможно предопределить (фактор риска).

        Если рекламная акция становится стимулирующей лотереей

Если проводимая рекламная акция наделена всеми признаками стимулирующей лотереи, то необходимо от этих признаков избавиться.

У организатора рекламной акции существует возможность лавирования единственным признаком стимулирующей лотереи - фактором риска. Требование от участника рекламной акции оплаты за участие превращает ее в распродажу товаров, причем получение средств от участников, не ставших обладателями призов, приводит к незаконному обогащению организатора. Формирование призового фонда за счет участников возможно только в рамках обычной лотереи, порядок проведения которой также регламентирован.

Один из таких способов - это проведение рекламной акции, связанной с выдачей призов, на основе договора дарения. Когда абсолютно все участники, подавшие заявку на участие в акции, получают приз. В данном случае участник ничем не рискует, получение приза зависит не от "воли судьбы", а только от его физических усилий.

Весьма часто организаторы, желая привлечь более широкий круг участников, предлагают несколько вариантов призов. Хорошо, если участник имеет возможность свободного выбора приза. Уводя участника от случайности при получении приза, организатор вовлекает его в другой вид риска - теперь от воли случая зависит вид получаемого приза. Так как результат розыгрыша снова не зависит от воли участника, рекламная акция вновь приобретает признаки стимулирующей лотереи.

Вторым способом является превращение рекламной акции в творческий конкурс – рекламодатель предоставляет призы тем, кто лучше всего справился с творческим заданием. В данной ситуации участник по-прежнему рискует в вопросе получения приза, но конечный результат зависит уже не от случайности, а от его творческих способностей и предопределяется компетентным жюри.

        Проведение стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства (без государственной регистрации)

В соответствии с Федеральным законом 138-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства о лотерее, несут уголовную, административную и иную ответственность.
  1. Уголовная ответственность. Нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за проведение стимулирующей лотереи без представления уведомления или с иными нарушениями, в настоящее время отсутствуют.
  2. Административная ответственность. Статья 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает штраф за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления в следующем размере: на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от сорока до двухсот МРОТ, на юридических лиц – от 500 до 5000 МРОТ.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)