Статьи
Н. Афанасьева

ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОДАЖА ТОВАРОВ И ИХ РЕКЛАМА

Разделы:
Рекламная деятельность; Услуги интернет-торговли; Торговые услуги




Согласно статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон 38-ФЗ) рекламировать можно, в том числе, и товары, продаваемые дистанционно. Дистанционный способ продажи товаров предусмотрен статьей 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" (Закон 2300-1.).

Рассмотрим особенности дистанционной продажи и рекламы товаров, продаваемых дистанционно.

Требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи схожи с требованиями, которые предъявляются к информации о товаре, распространяемом дистанционным способом.

Закон 2300-1 призван упорядочить отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту в связи с невозможностью непосредственного ознакомления с товаром, возложив на предпринимателей дополнительные обременения в части реализации покупателями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.

Большое число жалоб потребителей, которые воспользовались услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана. Особенно это относится к медицинским товарам. При этом в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью.

      Требования к информации о товаре, распространяемом дистанционно - требования к продавцам

Согласно п. 2 статьи 26.1 Закона 2300-1 продавец до заключения договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию:
  • об основных потребительских свойствах товара;
  • об адресе (месте нахождения) продавца;
  • о месте изготовления товара;
  • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
  • о цене;
  • об условиях приобретения товара;
  • о его доставке;
  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
  • о порядке оплаты товара;
  • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара потребителю соответствующая информация о товаре должна быть предоставлена в письменной форме. Кроме того, должна быть представлена и информация о сроках возврата товара.

Тому, что должна в себя включать информация о товаре (услуге) посвящена статья 10 Закона 2300-1.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

      Права и требования к потребителю

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи. Однако после передачи товара потребитель может отказаться от него только по истечении 7 дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены в статьях 18-24 Закона 2300-1.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

      Реклама товаров при дистанционном способе продажи

Наиболее распространенными нарушениями со стороны продавцов являются недоведение до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о товаре, что часто является причиной причинения вреда здоровью людей, и сведений о продавце, что затрудняет процесс привлечения к ответственности виновного лица.

Анализ обращений показал, что претензии потребителей заключаются в том, что изделия не соответствует по качеству заявленным характеристикам.

Согласно статье 8 Закона 38-ФЗ в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны реквизиты продавца таких товаров:
  • наименование - слово или словосочетание, позволяющее идентифицировать реализатора продукции;
  • место нахождения - юридическое свойство, означающее привязку организации к административно-территориальной единице;
  • регистрационный номер записи о создании юридического лица, подтверждающий внесение организации в Единый государственный реестр;
  • фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Наиболее известными способами дистанционных продаж являются различного рода "магазины на диване" и "каталоги товаров на заказ". Помимо этого, любая другая продажа, исключающая возможность непосредственного ознакомления с товаром или образцом его, может быть признана дистанционной.

Реклама любого товара, размещенная в Интернете, практически представляет собой рекламу товара при дистанционном способе их продажи, например, рассылка с помощью средств почтовой связи адресных именных (!) каталогов с сообщениями о том, что заказ предложенных товаров на определенную сумму влечет неизбежный выигрыш крупных призов при соблюдении остальных условий конкурса.

Как правило, при проведении проверок и расследований по фактам обмана часто выясняется, что продавец часто не имеет права на осуществление подобной предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение статьи 8 Закона 38-ФЗ несут как рекламодатели, так и рекламораспространители.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)