Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2007 N 17АП-7980/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-10241/2007

Разделы:
Рекламная деятельность







СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N 17АП-7980/2007-АК



Дело N А50-10241/2007


(извлечение)



Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Н": К., паспорт, доверенность от 09.08.2007

от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Т., паспорт, доверенность от 25.04.2007

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Н"

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 28 сентября 2007 года

по делу N А50-10241/2007,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

о признании недействительными ненормативных правовых актов


установил:



общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения от 02.07.2007 по делу N 170-07-р и предписания от 02.07.2007 N 170-07-р о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - управление).

Решением арбитражного суда от 28.09.2007 (резолютивная часть от 26.09.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права. Заявитель полагает, что акт проверки N 27-07 от 08.05.2007, составленный с нарушением требований КоАП РФ - без понятых, без участия представителя заявителя, не может быть принят в качестве доказательства; размещение рекламы алкогольной продукции на окнах магазина не является нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, так как они не являются рекламной конструкцией, используемой в соответствии со ст. 19 Закона "О рекламе" исключительно в целях рекламы; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель торговал обозначенной в рекламных плакатах продукцией, а также отсутствуют сведения о том, что изображения с текстом "Флагман", "Арсенал", "Пермалко", "УралАлко", "MARTINI" являются товарными знаками производителей алкогольной продукции, зарегистрированными в установленном порядке. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Управление с апелляционной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным, обоснованным и полностью соответствующим обстоятельствам дела в связи с тем, что размещенная заявителем реклама подтверждена материалами дела; является наружной; предназначена для неопределенного круга лиц. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва, пояснил, что, размещая рекламу на окнах магазина, общество использует данный конструктивный элемент здания в качестве рекламной конструкции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, проведенной управлением проверкой, оформленной актом N 27-07 от 08.05.2006, установлено размещение на конструктивных элементах (оконных проемах) магазина "Н", принадлежащего обществу и расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Островского, 74, рекламы алкогольной продукции, а именно: рекламного плаката с изображением бутылки коньяка "Тайный советник" следующего содержания: "Норман-Виват - победитель цен! С 7 по 13 мая коньяк Тайный советник 236"; товарных марок производителей алкогольной продукции "Флагман", "Пермалко", "УралАлко", "Арсенал", "MARTINI". При этом реклама данных напитков была обращена на улицу с ее воздействием на неопределенный круг лиц.

Решением управления от 02.07.2007 N 170-07-р данные действия общества признаны нарушением п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Предписанием от 02.07.2007 N 170-07-р общество обязывалось в срок до 05.08.2007 прекратить допущенные нарушения путем демонтажа и исключения дальнейшего распространения рекламы алкогольной продукции в оконных проемах, внешних стенах и иных конструктивных элементах здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Островского, 74.

Оспаривая законность данных ненормативных правовых актов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заявителем, рекламирующим алкогольную продукцию в оконных проемах и дверях здания, требований законодательства "О рекламе".

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Целями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона). Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе").

Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и(или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

Из материалов дела следует, что общество на основании договора субаренды N 3-ф от 01.01.2007, заключенного с ООО "Р", использует нежилое помещение общей площадью 150,3 кв. м (в том числе торговая 91 кв. м) на первом этаже 5-этажного кирпичного жилого дома, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Островского, 74, для торговли алкогольной продукцией.

Судом установлено и материалами дела (актом проверки, фотоматериалами, решением управления) подтверждено, что на момент проведения управлением проверки в оконных проемах данного магазина "Н" заявителем была размещена реклама торговых марок производителей алкогольной продукции "Флагман", "Пермалко", "УралАлко", "Арсенал", "MARTINI", а также коньяка "Тайный советник" с изображением бутылки алкогольной продукции.

Несмотря на то, что понятие "торговая марка" не закреплено в действующем законодательстве, а защите в Российской Федерации подлежит товарный знак (статьи 1, 2, 3 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"), торговые марки "Флагман", "Пермалко", "УралАлко", "Арсенал", "MARTINI", безусловно относятся к средствам индивидуализации изготовителей алкогольной продукции и являются общеизвестными в Пермском крае.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении ООО "Н" как требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе" (в части размещения рекламы алкогольной продукции - коньяка), так и ч. 4 ст. 2 Закона, согласно которой специальные требования и ограничения, установленные законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Законом установлены специальные требования и ограничения.

По смыслу статей 2, 21 Закона "О рекламе" на уполномоченный орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением коммерческими организациями законодательства о рекламе, не возлагается обязанность доказывания факта регистрации товарных знаков производителей алкогольной продукции.

В связи с этим арбитражный апелляционный суд отклоняет довод жалобы об отсутствии оснований для признания общества рекламораспространителем, поскольку нет сведений о том, что изображения с текстом "Флагман", "Пермалко", "УралАлко", "Арсенал", "MARTINI" являются товарными знаками производителей алкогольной продукции, зарегистрированными в установленном законом порядке.

В силу изложенного общество является рекламораспространителем ненадлежащей рекламы алкогольной продукции и средств индивидуализации изготовителей алкогольной продукции в торговой точке, расположенной в г. Перми по ул. Островского, 74. При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для вынесения управлением решения и предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является обоснованным.

Довод заявителя жалобы о том, что размещение рекламы алкогольной продукции на окнах магазина при помощи скотча, не является нарушением законодательства о рекламе, так как окна не являются техническим средством стабильного территориального размещения рекламы и имеют иное функциональное назначение, подлежит отклонению.

Закон "О рекламе" не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы.

Доводы общества о применении понятия "конструктивные элементы здания", приведенного в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку данная инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях РФ и обязательна только для организаций технической инвентаризации.

Для рассмотрения настоящего спора определяющее значение имеет тот факт, что оконные проемы магазина с размещенными на них рекламными плакатами отвечают понятию рекламной конструкции, являются способом стабильного размещения рекламы. Кроме того, из содержания п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе" следует, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться на любых конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне этих конструктивных элементов, что не свидетельствует о возможности размещения такой рекламы в оконных проемах этих зданий, строений, сооружений.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о неверном толковании заявителем норм материального права в обоснование того, что акт проверки от 08.05.2007 N 27-07 составлен управлением с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку акт составлен антимонопольным органом в ходе проверки соблюдения требований законодательства о рекламе и не связан с привлечением общества к административной ответственности. Соответствующий довод апелляционной жалобы судом отклонен.

Представленные по делу доказательства суд первой инстанции оценил полно и объективно, выводы суда соответствуют законодательству о рекламе.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд


постановил:



решение Арбитражного суда Пермского края от 28 сентября 2007 г. по делу N А50-10241/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Н" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)