Статьи
А. Локтионова

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СВОБОДОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разделы:
Экономика и управление в рекламной деятельности




В соответствии с п. 1 статьи 29 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется свобода мысли и слова. При этом нередко данное право связывается с правом граждан на свободу информации.

При этом согласно п. 5 статьи 29 Конституции гарантируется свобода массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ)).

Весьма часто свободу массовой информации связывают со свободой деятельности средств массовой информации (СМИ). Однако круг субъектов свободы информации не ограничивается лишь организациями СМИ.

Свобода массовой информации и свобода предпринимательской деятельности

Под средством массовой информации Закон о СМИ понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Средством массовой информации может быть и реклама. Значит, на создателей и распространителей массовой информации в полной мере распространяется установленная Конституцией свобода массовой информации.

В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Поскольку реклама имеет свое целевое назначение, а именно продвижение объекта рекламы на рынках, значит, это говорит о ее использовании в предпринимательской деятельности.

В итоге получаем, что распространение рекламы является, с одной стороны, проявлением свободы массовой информации, с другой – свободы предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3 статьи 17 Конституции осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Значит, не должны быть нарушены ни свобода массовой информации, ни свобода предпринимательской деятельности. То есть реклама не должна злоупотреблять предоставленными ей свободами.

Злоупотребление в сфере рекламы

Согласно п. 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Экономическая деятельность, направленная недобросовестную конкуренцию, не допускается (п. 2 статьи 34 Конституции). Следовательно, недобросовестная реклама является злоупотреблением предпринимательской свободы.

Злоупотребление правом на свободное распространение рекламной информации – свободы массовой информации – заключается в таких действиях распространителя рекламы, которыми он ограничивает права потребителя рекламы на:
  • свободный поиск и получение информации;
  • выбор получаемой информации;
  • отказ от получения информации.

Можно выделить следующие формы злоупотребления свободой распространения рекламы:
  • скрытая реклама (п. 9 статьи 5 Закона о рекламе), то есть реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание;
  • нераспознаваемая реклама, предполагающая текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и не сопровождающаяся пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы" (статья 16 Закона о рекламе);
  • несанкционированная реклама - реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях (статья 18 Закона о рекламе);
  • звуковая реклама – реклама на транспортных средствах и с их использованием (п. 6 статьи 20 Закона о рекламе).

Согласно п. 3 статьи 29 Конституции никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Сложно себе представить злоупотребление правом на свободное получение рекламной информации, поскольку практически невозможна ситуация, в которой реализация указанного права может нарушить право распространителя рекламы на свободное ее производство и распространение. То же относится и к отказу от получения рекламной информации - он также не ограничивает право на распространение рекламы.

Однако все чаще возникают споры, связанные с тем, что реклама должна быть увидена потребителем. Это в первую очередь относится к компьютерным программам, которые блокируют рекламу при просмотре интернет-сайтов, поскольку доходы от рекламных услуг являются источником получения дохода, а использование таких программ сокращает число рекламодателей.

Тем более, что владелец рекламного ресурса вправе самостоятельно определять любые условия доступа пользователей к своему ресурсу.

С другой же стороны, получение рекламной информации не является обязанностью пользователей интернета, поэтому ни о каком нарушении прав пользователей здесь идти речь не может.

Кроме того, владелец рекламы не может предъявлять никаких претензий к производителям компьютерных программ, блокирующих рекламы.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)