Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.09.2002 ПО ДЕЛУ N А40-29362/02-111-330

Разделы:
Экономика и управление в рекламной деятельности







АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ



Именем Российской Федерации



РЕШЕНИЕ



от 10 сентября 2002 г. Дело N А40-29362/02-111-330

(извлечение)



Арбитражный суд в составе: судьи Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО "Клуб Почта Русь" к ИМНС РФ N 15 СВАО г. Москвы о признание недействительным решения N 1095 от 15.07.2002 о привлечении к налоговой ответственности в части, протокол судебного заседания вел судья Б., в заседании приняли участие от истца: В. по доверенности N 01 от 09.09.2002; П. по доверенности от 01.08.2002; от ответчика: Ф. по доверенности N 02-09\\12889 от 02.09.2002,



УСТАНОВИЛ:



истец предъявил иск о признании недействительным решения ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы N 1095 от 15.07.2002 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 120 НК РФ (п. п. 1.1 и 1.2 резолютивной части решения).

В обоснование иска истец указал, что а соответствии с п. 7 Инструкции ГНИ по г. Москве N 1 от 30.12.92, письмами Министерства РФ по налогам и сборам N 02-5-10\\362 от 19.11.99, УМНС РФ по г. Москве N 03-08\\19887 от 20.12.99 в 4 кв. 2001 года обоснованно относил на Д счета 44 стоимость подарков, переданных в рамках рекламной кампании в сумме 2951005 руб. как расходы по рекламе и не облагал стоимость подарков налогом на добавленную стоимость, при исчислении которого произвел налоговый вычет НДС, уплаченного поставщикам по пропорции, исходя из стоимости товаров в НДС, в соответствия с п. 4 ст. 170 НК РФ.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд счел, что решение частично противоречит ст. 120, п. 1 ст. 122 НК РФ, нарушает права налогоплательщика и на основании ст. 137 НК РФ, ст. 13 ГК РФ подлежит признанию недействительным частично по следующим основаниям.

П. 1 ст. 120 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика - организации за грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода, которое может выражаться, а частности, в несвоевременном и неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, счет 44 "издержки обращения" предназначен для обобщения информации об издержках торговых организаций. На нем могут отражаться расходы на рекламу.

Судом установлено, что истец в 4 кв. 2001 года отнес на указанный счет сумму 2951005 руб., т.е. стоимость переданных в рамках рекламной кампании товаров, что подтверждается актом выездной налоговой проверки от 19.06.2002 и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 7 Инструкции ГНИ по г. Москве N 1 от 30.12.92, Письмами Министерства РФ по налогам и сборам от 19.11.99, УМНС РФ по г. Москве от 20.12.99 N 03-08\\19867 затраты, возникающие при передаче отдельных предметов с целью заинтересовать покупателей следует квалифицировать как расходы по рекламе, связанные с торговой деятельностью организации.

Следовательно, налогоплательщик обоснованно отнес стоимость подарков на Д сч. 44 и в его деянии отсутствует событие правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 120 НК РФ.

Суд отклоняет довод налогового органа о том, что подарки переданы определенным покупателям после заказа товара в качестве поощрения и поэтому стоимость подарков в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О рекламе" не может расцениваться как расходы по рекламе.

Закон РФ "О рекламе", в соответствии со ст. 2 которого под рекламой понимается распространяемая в любой форме информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц, не регулирует налоговые отношения. Что следует понимать под расходом на рекламу в целях исчисления налога указывает Инструкция ГНС N 1 от 30.12.92, и вышеуказанные письма Министерства РФ по налогам и сборам и УМНС РФ, в соответствии с которыми действовал налогоплательщик.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 170 НК РФ в случае использования покупателем приобретенных товаров в производстве и реализации товаров, облагаемых и не облагаемых НДС, сумма налога подлежит налоговому вычету в пропорции, которая определяется исходя из стоимости товаров, облагаемых НДС в общем объеме выручки от реализации товаров за отчетный налоговый период.

Судом установлено, что при составлении указанной пропорции за 4 кв. 2001 года налогоплательщик правомерно исходил из стоимости реализованных товаров, облагаемых НДС, и выручки включающих сумму НДС.

Суд отклоняет ссылку налогового органа на ст. ст. 153, 154 НК РФ, поскольку эти нормы регулируют порядок определения налоговой базы для исчисления НДС и не могут применяться при определении пропорции (т.е. соотношения) реализованных товаров, облагаемых НДС, в общей сумме выручки, которая также определена с учетом НДС.

Следовательно, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в результате указанного деяния неправомерно.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, регулирующей порядок определения налоговой базы при реализации товаров, при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых а порядке, аналогичном предусмотренному в ст. 40 НК РФ.

Поскольку истец фактически передал товар стоимостью 2951005 руб. безвозмездно возник объект налогообложения по НДС. Налогоплательщик обязан был начислить на эту сумму НДС и учесть его при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Суд отклоняет довод истца о том, что передача подарков в рамках рекламной кампании исключает возникновение объекта налогообложения по НДС, поскольку объект налогообложения возникает и в случае передачи товара безвозмездно и не ставится в зависимость от того, передан ли товар в рамках рекламной кампании.

Следовательно, в этой части привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ правомерно.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, суд



РЕШИЛ:



решения ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы N 1095 от 15.07.2002 в части привлечения ООО "Клуб Почта Русь" к ответственности по п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 120 НК РФ (неуплата налога в связи с неправильным определением пропорции при налоговом вычете) признать несоответствующим НК РФ и недействительным.

В остальной части иска отказать.

Возвратить ООО "Клуб Почта Русь" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок в кассационную инстанцию.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)