Статьи
Р. Демьянов

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СУВЕНИРЫ С ЛОГОТИПОМ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ?

Разделы:
Сувениры и канцелярские товары с логотипом организации; Рекламная деятельность




Нередко после покупки чего-либо нам вручают в подарок ручку, блокнот, календарь и т.п. Как правило, все эти сувениры содержат логотип той компании, в которой была совершена покупка (компании-продавца), либо компании-производителя.

Рассмотрим, будут ли сувенирная продукция с логотипами фирмы признаваться рекламной продукцией.

Признание сувениров с логотипами фирмы рекламной продукцией

Реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон о рекламе)).

Таким образом, Закон устанавливает определенные требования к рекламе, к ее содержанию, местам и способам распространения. Однако в Законе совершенно не урегулирован порядок передачи рекламной информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или при подготовке ее к распространению для неопределенного круга лиц.

При этом указание на то, что реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц, означает то, что в рекламе отсутствует указание о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС от 5 апреля 2007 г. №АЦ/4624).

Поэтому распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге всегда должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц.

Таким образом, распространения сувенирной продукции с логотипом организации (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) в качестве подарков следует признавать распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

Нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе (Письмо ФАС от 23 января 2006 г. №АК/582).

Следует отметить, что ранее сувениры не всегда признавались рекламой. Так, например, согласно письму МНС от 16.08.2004 №02-5-10/51, что если сувенирная продукция передается конкретным лицам, например, во время проведения деловых встреч, то затраты организации не могли быть квалифицированы в качестве рекламных, поскольку в данном случае круг получающих информацию лиц совершенно определен.

Теперь же, повторимся, сувениры с логотипом фирмы являются рекламной продукцией независимо от дальнейшего распространения данной продукции.

О налоге на добавленную стоимость (НДС)

Объектом налогообложения НДС, как известно, признаются операции по реализации товаров на территории РФ. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (статья 146 Налогового кодекса (НК)).

В статье 149 НК установлены операции, которые налогообложению НДС не подлежат. В частности, согласно пп. 25 п. 3 данной статьи передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, освобождены от налогообложения НДС.

Распространение сувенирной продукции с логотипами компании как рекламной продукции в случае непревышения стоимости одного сувенира 100 рублей не будут налогооблагаться НДС. Такого же мнения придерживается и ФАС.

Когда сувениры с логотипом компании рекламной продукцией не признаются

В соответствии с письмом ФАС от 30 октября 2006 г. №АК/18658 сувенирная продукция с логотипами или товарными знаками фирмы в рекламных целях может быть также использована и самим юридическим лицом (либо его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, а также непосредственном осуществлении своей деятельности. Например, ручка и блокнот могут использоваться любым работником в процессе осуществления своих трудовых обязанностей.

В данном случае информация, нанесенная на такую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования Закона о рекламе.

Соответственно, при предоставлении сотруднику организации изготовленной сувенирной продукции для использования в качестве канцелярских товаров организация не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица.

В рассматриваемом случае, естественно, такая сувенирная продукция и не освобождается от налогообложения НДС с точки зрения пп. 25 п. 3 статьи 149 НК.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)