Статьи
А. Локтионова

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕКЛАМОЙ: ПУБЛИКАЦИЯ В СМИ, ЛИСТОВКИ И БУКЛЕТЫ, ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ?

Разделы:
Реклама в СМИ; Рекламная деятельность; Сувениры и канцелярские товары с логотипом организации




Вопросы, связанные с признанием в налоговом учете затрат на рекламу, вызывают затруднения у бухгалтеров организаций.

Дело в том, что одни из этих затрат уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном размере, другие, относясь к нормируемым, - не уменьшают, а третьи вообще не относятся к рекламе.

Проблемы возникают и при получении доходов - не все из них можно квалифицировать как подлежащие налогообложению.

Публикации в средствах массовой информации

Не каждая публикация в СМИ является рекламой. Рекламой будет признана только тот материал (статья, интервью), который способствует повышению интереса к самой организации либо к производимым ею товарам (работам, услугам).

Согласно Письму Минфина от 21.12.2006 №03-03-04/1/850 понесенные в связи с их публикацией расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу в полном объеме.

Однако отметим, что, по мнению Минфина, изложенному, в частности, в Письме от 27.06.2007 №03-03-06/1/418, информация, размещаемая в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, без пометки "реклама" ("на правах рекламы") не признается рекламным сообщением. Следовательно, такие расходы для целей налогообложения прибыли учитываться не должны.

При всем при этом разъяснения чиновников не отличаются постоянством. Так, например, в Письме Минфина от 21.12.2006 №03-03-04/1/850 уже ничего не говорится о необходимости пометки "на правах рекламы".

Судебные органы по большей части находятся на стороне налогоплательщика: указывая, что отсутствие указания на рекламный характер информации при наличии признаков рекламы не лишает налогоплательщика права учесть данные затраты в качестве расходов на рекламу.

Отметим еще вот что. Если организация заказывает размещение рекламы в СМИ через посредника (рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включаются как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения.

При этом в перечень документов, необходимых для документального подтверждения рекламных расходов, будут входить следующие:
  • акт (договор), подписанный организацией и рекламным агентством;
  • первичные документы, подтверждающие факт размещения рекламы.

Кроме того, при размещении рекламы на телевидении или радио такими документами могут быть эфирные справки, в печатных СМИ - экземпляры газет (журналов), в которых была размещена реклама, в Интернете - акты, подписанные рекламным агентством и организациями, непосредственно оказавшими соответствующие услуги.

Листовки и буклеты

Многие организации занимаются рассылкой (раздачей) информации о реализуемых ими товарах, работах, услугах в виде листовок, буклетов и т.п.

Затраты на рассылку могут быть признаны рекламными расходами, только если перечень получателей информации заранее не определен: например, безадресные почтовые рассылки, когда по договору со сторонним исполнителем осуществляется раскладка определенного количества листовок (буклетов) по почтовым ящикам потенциальных потребителей.

При этом согласно Письму Минфина от 12.01.2007 №03-03-04/1/1 если рекламные материалы распространяются путем безадресной почтовой доставки, то расходы на распространение таких материалов (услуги почты) следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы (п. 4 статьи 264 НК)

Рекламной акцией, расходы на которую учитываются для целей налогообложения с учетом нормы, можно признать раздачу прохожим флайерсов, рекламирующих компанию или ее продукцию, а также расходы по оплате услуг наклейщиков стикеров (Письма Минфина от 03.02.2006 №03-03-04/1/83).

В Письме Минфина от 24.04.2006 №03-03-04/1/390 указано, что расходы на осуществление адресной почтовой рассылке по имеющейся базе данных потенциальных клиентов не относятся к расходам на рекламу, поскольку рассылаемая информация предназначена для конкретных лиц.

Однако согласно Письму ФАС РФ №АЦ/4624 под термином "неопределенный круг лиц" понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц.

Полагаем, что факт того, что рассылка произведена по конкретным адресам, вовсе не означает, что рекламная информация адресована только тем конкретным лицам, в чей адрес направлена. Она адресована всем, кто ее увидит. Поэтому говорить, что при осуществлении любой адресной рассылки отсутствует такой признак рекламы, как "предназначенность для неопределенного круга лиц", неверно.

Отметим, что включение расходов по раздаче (рассылке) рекламной продукции конкретным лицам в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, скорее всего, приведет к спору с налоговым органом. При этом налогоплательщику придется доказывать правомерность своих действий, опираясь на пп. 49 п. 1 статьи 264 НК, который позволяет учесть в целях налогообложения любые обоснованные расходы, удовлетворяющие критериям, перечисленным в статьи 252 НК:
  • экономическая обоснованность;
  • документальное подтверждение;
  • связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Визитные карточки

Налогоплательщик может учесть в целях налогообложения затраты на визитные карточки сотрудникам. Однако при этом необходимо принять во внимание цели изготовления визиток.

Например, если они предназначены для представления сотрудников и не содержат рекламных лозунгов, то произведенные расходы (разумеется, при их экономической обоснованности и документальном подтверждении) могут быть признаны как прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции, на основании пп. 49 п. 1 статьи 264 НК (Постановление ФАС МО от 12.04.2006 №КА-А40/2534-06).

Однако следует обратить внимание вот на какой факт: визитные карточки (принимаемые для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов) должны быть изготовлены для сотрудников, в должностных инструкциях которых указано, что поддержание контактов с другими организациями входит в круг их служебных обязанностей.

В то же время затраты на изготовление визитных карточек могут относиться и к рекламным расходам, в частности если визитки содержат информацию об объекте рекламирования организации. Подобные затраты на основании пп. 28 п. 1 статьи 264 НК учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК (п. 4 статьи 264 НК).









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)