Статьи
И. Еланина

РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Разделы:
Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности






Существует довольно большое множество определений понятию "реклама". Между тем, Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон) однозначно определяет рекламу как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассмотрим, чем же реклама отличается от собственно информации и к какому из объектов гражданских прав следует ее отнести.

          Реклама и информация
Определение понятию "информация" до конца не выработано современной наукой.

Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Под информацией также могут понимать:
  • сведения;
  • деятельность;
  • материалы

Отметим, что информация не может быть сведена к материалам или материальным носителям хотя бы потому, что ее отличительным признаком является физическая неотчуждаемость.

Информация как объект общественных отношений характеризуется коммуникативностью – только распространяемые и получаемые в процессе социального общения данные могут являться объектом общественных отношений. Значит, информация является деятельностью по сообщению определенных данных.

Согласно данному выше понятию "рекламы" реклама представляет собой информацию. Однако не учитывается интенсивный, деятельный характер рекламы. Представляется, что реклама является деятельностью, посредством которой распространяются соответствующие данные.

Несмотря на то, что реклама близка по своей сути к информации, они существенно отличаются друг от друга по следующим параметрам:
  • по области применения:
    реклама - имущественный оборот;
    информация – любая область;
  • по характеру:
    реклама – добровольный;
    информация – как добровольный, так и принудительный;
  • по направленности воздействия:
    реклама – неопределенный круг лиц;
    информация – распространение как неопределенному, так и определенному кругу лиц;
  • по функциям:
    реклама – распространение данных и привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
    информация - распространение данных.

Таким образом, практически по всем параметрам понятие рекламы уже, нежели понятие информации.

В литературе также встречаются следующие определения рекламы: реклама – это:
  • способ информирования;
  • форма распространения информации;
  • форма неличного общения.

Иными словами, под рекламой подразумевается определенная деятельность, которая по сути относится к услугам.

          Гражданско-правовая природа рекламы

Как было сказано выше, реклама по своей гражданско-правовой природе относится к услугам. Услуги представляют собой результат деятельности организации, направленный на удовлетворение определенной потребности потребителя; это действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности.

Реклама как деятельность по распространению определенного рода данных потребляется в процессе такого распространения, а поэтому относится к особой группе услуг - рекламным услугам.

Таким образом, рекламные данные как разновидность информационных данных относятся к числу объектов исключительных прав. То есть это интеллектуальная собственность.

          Реклама и оферта

Договор на оказание рекламных услуг, как и любой другой договор, заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 статьи 432 Гражданского кодекса (ГК)). При этом две стадии: оферта и акцепт оферты - являются обязательными для всех случаев заключения договора.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 статьи 435 ГК).

Многие авторы отождествляют понятия "рекламы" и "публичной оферты".

Публичная оферта обладает следующими признаками:
  • исходит от действующей в соответствии с уставом организации или от гражданина, имеющего надлежащее разрешение и действующего правомерно;
  • сделана в установленном месте;
  • имеется в наличии объект будущего правоотношения или возможность совершения действий, сформулированных в оферте;
  • оферта настолько конкретна и, как правило, нормативно обусловлена, что возможен немедленный акцепт; есть реальная возможность немедленного акцепта;
  • оферта обращена к неопределенному кругу лиц;
  • в оферте выражено намерение заключить договор.

Несмотря на то, что публичная оферта направлена к неопределенному кругу лиц, для заключения договора она должна быть принята конкретным лицом (лицами). Кроме того, она должна выражать намерение оферента заключить договор на указанных в оферте условиях, а также содержать все существенные условия договора.

Реклама, являясь односторонней сделкой, направлена на возникновение другой односторонней сделки - оферты, которая, в свою очередь, направлена на возникновение такой односторонней сделки, как акцепт. Если же реклама содержит в себе публичную оферту, то, получается, что реклама и оферта совпадают. Следует различать оферту и рекламу, которая является предложением делать оферты.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)