Статьи
А. Локтионова

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ ОСНОВАННЫХ НА РИСКЕ ИГР, ПАРИ И ЛОТЕРЕЙ

Разделы:
Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности




Требования к рекламе основанных на риске игр, пари существенно ужесточены, что связано с неконтролируемой рекламой игорных заведений.

Игорная деятельность на территории нашей страны регулируется главой 58 Гражданского кодекса (ГК), а также Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ "О лотереях" (Закон 138-ФЗ).

Согласно п. 1 статьи 1062 ГК требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований выплаты выигрыша и возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.

Лицензирование деятельности

Согласно пп. 76 - 77 п. 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит:
  • деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);
  • деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

При этом с 30 июня 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари лицензированию полежать не будет (часть вторая статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ).

Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

Согласно статье 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон 38-ФЗ) В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
  • сроки проведения такого мероприятия;
  • источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Требования, предъявляемые к рекламе проведения стимулирующих мероприятий, непосредственно связаны с нормами Закона 138-ФЗ, устанавливающими порядок проведения лотерей в целом и стимулирующих в том числе.

Согласно пп. 2 п. 5 Закона 138-ФЗ лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией.

Стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (пп. 3 статьи 3 Закона 138-ФЗ).

Реклама основанных на риске игр

Порядок рекламирования основанных на риске игр, пари, а также лотерей (в том числе и стимулирующих) регламентирован статьей 27 Закона 38-ФЗ.

Требования, предъявляемые к рекламе стимулирующих лотерей, рассмотренные выше, перекликаются с требованиями, предъявляемыми к играм вообще. Так, согласно п. 5 статьи 27 Закона 38-ФЗ реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:
  • указание на сроки проведения основанных на риске игр, пари;
  • источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

Проводя соответствующие мероприятия, игорные заведения руководствуются положениями статьи 1063 ГК, устанавливающей, что основанным на риске соглашением является договор об игре (лотерейный билет, жетон, квитанция, иной документ). Значит, вступление участника в азартную игру/пари признается заключением договора о проведении азартной игры, основной целью которого является получение выигрыша.

Предложение о заключении договора должно включать в себя:
  • условия о сроке проведения игр;
  • порядок определения выигрыша;
  • размер выигрыша.

Общий перечень запретов в рекламе основанных на риске игр и пари установлен в п. 1 статьи 27 Закона 38-ФЗ.

Реклама основанных на риске игр, пари не должна:
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;
  • содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
  • содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;
  • содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
  • осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;
  • создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;
  • использовать образы людей и животных.

Однако следует отметить, что в соответствии с п. 2 статьи 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
  • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

Значит, законодательство в принципе не исключает возможность осуществлять игру за деньги, в том числе на игровых автоматах. Единственным ограничением в сфере игорной деятельности для несовершеннолетних является запрет применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, в том числе игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах (статья 265 Трудового кодекса).

Реклама основанных на риске игр, пари допускается только:
  • в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени;
  • в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);
  • в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)