Судебные решения, арбитраж
Рекламная деятельность
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 сентября 2007 года Дело N А55-3812/2007
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Экосинтез" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик, административный орган) N 521/8 от 20.02.2007 и Постановления N 699/8 от 06.03.2007.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить Постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда от 04.05.2007. Заявитель кассационной жалобы считает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права и сделаны ошибочные выводы о том, что на строительство рекламируемого объекта распространяется действие норм Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" об опубликовании застройщиком проектной декларации.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган возражает против изложенных в ней доводов и считает, что распространение Обществом рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, без публикации проектной декларации, а также размещение рекламы до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство, является нарушением части 7 и части 8 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), что и было правомерно установлено судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 20.02.2007 комиссия Управления ФАС по Самарской области по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе приняла решение N 521/8, которым признала ненадлежащей распространенную в газете "TV-Пресс неделя" N 4(805) от 29.01.2007 рекламу деятельности ООО "Экосинтез", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома по адресу: ул. Карла Маркса/ул. Советской Армии, без информации о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Законом "О рекламе".
26.02.2007 по этому же факту административным органом был составлен протокол N 63-4349-07/8 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением ответчика от 06.03.2007 N 63-4349-07/8 Общество признано виновным в совершении названного правонарушения, выразившегося в размещении рекламы без информации о месте и способах получения проектной декларации, а также в отсутствие разрешения на строительство, и подвергнуто административному штрафу в сумме 40000 руб.
Названные решение и Постановление ответчика обжалованы Обществом в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами Общества о том, что ООО фирма "Трест N 12" (застройщик) на момент распространения спорной рекламы имело разрешение на строительство, содержащееся в Постановлении Главы г. Самары от 12.07.2004 N 1496 "Об утверждении проекта границ земельного участка, предоставлении ООО "Трест N 12" в аренду земельного участка и разрешении строительства жилого дома N 1 (по генеральному плану) со встроенными нежилыми помещениями (1-й очереди строительства жилой застройки), расположенного по адресу: проспект Карла Маркса в Советском районе г. Самары". Поскольку данное разрешение выдано до вступления в силу Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (закон вступил в силу 01.04.2005), на него не распространяется требование данного Закона об обязанности опубликования проектной декларации. Следовательно, поскольку ранее действовавший порядок получения разрешения на строительство не предусматривал этого требования и полученное разрешение на строительство является действующим, заявителем не был нарушен Закон "О рекламе".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
Законом Самарской области N 50-ГД от 16.06.2003 (в редакции от 07.06.2004) "О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области" установлена форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия. В соответствии со ст. 3 Закона разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, их комплексов, благоустройство территории. Статьей 10 Закона установлено, что разрешение на строительство выдается по установленной форме в соответствии с приложением N 2 к Закону.
При этом разрешение на строительство должно содержать следующие сведения: а) сведения о заказчике (застройщике): наименование заказчика (застройщика), место нахождения, телефон (факс), для физического лица - также паспортные данные; б) наименование объекта недвижимости (кадастровый или условный номер земельного участка, включающего участок недр, обособленный водный объект и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), данные о местоположении и границах земельного участка; в) назначение, параметры и виды разрешенного использования земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости (градостроительные регламенты); г) условия обеспечения объекта недвижимости сооружениями и коммуникациями транспорта, связи, инженерного оборудования; д) условия возмещения убытков и иных затрат, связанных со сносом объектов недвижимости, переселением жителей, переносом сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования, благоустройством территории; е) наличие разрешений на снос зданий, строений и сооружений в границах зон охраны объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры), выданных специально уполномоченными государственными органами; ж) данные об ограничениях в области градостроительства на использование земельного участка, установленных в соответствии с федеральным законодательством (сервитуты); и) информацию о градостроительных требованиях к приемке и вводу в действие объекта недвижимости; к) информация об условиях пользования недрами в пределах горного отвода в соответствии с разрешением федерального или территориального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора на застройку земельного участка; л) срок действия разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 5 названного Закона Самарской области для получения разрешения на строительство заявитель представляет местным органам архитектуры и градостроительства определенные документы, в том числе: документ, удостоверяющий право заказчика (застройщика) на земельный участок, либо его копию, заверенную в установленном порядке; проектную документацию, разработанную и утвержденную в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.
Поскольку названных документов на момент вынесения Постановления Главы г. Самары от 12.07.2004 не было, оно правомерно не признано судом второй инстанции разрешением на строительство как не отвечающее по форме и содержанию требованиям к разрешению на строительство, а также не отвечающее порядку и условиям его выдачи, установленным Законом Самарской области N 50-ГД от 16.06.2003 (в редакции от 07.06.2004) "О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области".
В соответствии с частью 7 ст. 28 Закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Эта же статья названного Закона (часть 8) запрещает рекламу многоквартирного дома и (или) объекта недвижимости до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство.
Установив, таким образом, нарушение Обществом приведенных норм Закона "О рекламе", суд апелляционный суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение законодательства о рекламе, и признал правомерным привлечение его к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения Постановления апелляционного суда.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2007 г. по делу N А55-3812/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-3812/2007
Разделы:Рекламная деятельность
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 сентября 2007 года Дело N А55-3812/2007
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Экосинтез" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик, административный орган) N 521/8 от 20.02.2007 и Постановления N 699/8 от 06.03.2007.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить Постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда от 04.05.2007. Заявитель кассационной жалобы считает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права и сделаны ошибочные выводы о том, что на строительство рекламируемого объекта распространяется действие норм Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" об опубликовании застройщиком проектной декларации.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган возражает против изложенных в ней доводов и считает, что распространение Обществом рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, без публикации проектной декларации, а также размещение рекламы до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство, является нарушением части 7 и части 8 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), что и было правомерно установлено судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 20.02.2007 комиссия Управления ФАС по Самарской области по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе приняла решение N 521/8, которым признала ненадлежащей распространенную в газете "TV-Пресс неделя" N 4(805) от 29.01.2007 рекламу деятельности ООО "Экосинтез", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома по адресу: ул. Карла Маркса/ул. Советской Армии, без информации о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Законом "О рекламе".
26.02.2007 по этому же факту административным органом был составлен протокол N 63-4349-07/8 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением ответчика от 06.03.2007 N 63-4349-07/8 Общество признано виновным в совершении названного правонарушения, выразившегося в размещении рекламы без информации о месте и способах получения проектной декларации, а также в отсутствие разрешения на строительство, и подвергнуто административному штрафу в сумме 40000 руб.
Названные решение и Постановление ответчика обжалованы Обществом в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами Общества о том, что ООО фирма "Трест N 12" (застройщик) на момент распространения спорной рекламы имело разрешение на строительство, содержащееся в Постановлении Главы г. Самары от 12.07.2004 N 1496 "Об утверждении проекта границ земельного участка, предоставлении ООО "Трест N 12" в аренду земельного участка и разрешении строительства жилого дома N 1 (по генеральному плану) со встроенными нежилыми помещениями (1-й очереди строительства жилой застройки), расположенного по адресу: проспект Карла Маркса в Советском районе г. Самары". Поскольку данное разрешение выдано до вступления в силу Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (закон вступил в силу 01.04.2005), на него не распространяется требование данного Закона об обязанности опубликования проектной декларации. Следовательно, поскольку ранее действовавший порядок получения разрешения на строительство не предусматривал этого требования и полученное разрешение на строительство является действующим, заявителем не был нарушен Закон "О рекламе".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
Законом Самарской области N 50-ГД от 16.06.2003 (в редакции от 07.06.2004) "О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области" установлена форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия. В соответствии со ст. 3 Закона разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, их комплексов, благоустройство территории. Статьей 10 Закона установлено, что разрешение на строительство выдается по установленной форме в соответствии с приложением N 2 к Закону.
При этом разрешение на строительство должно содержать следующие сведения: а) сведения о заказчике (застройщике): наименование заказчика (застройщика), место нахождения, телефон (факс), для физического лица - также паспортные данные; б) наименование объекта недвижимости (кадастровый или условный номер земельного участка, включающего участок недр, обособленный водный объект и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), данные о местоположении и границах земельного участка; в) назначение, параметры и виды разрешенного использования земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости (градостроительные регламенты); г) условия обеспечения объекта недвижимости сооружениями и коммуникациями транспорта, связи, инженерного оборудования; д) условия возмещения убытков и иных затрат, связанных со сносом объектов недвижимости, переселением жителей, переносом сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования, благоустройством территории; е) наличие разрешений на снос зданий, строений и сооружений в границах зон охраны объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры), выданных специально уполномоченными государственными органами; ж) данные об ограничениях в области градостроительства на использование земельного участка, установленных в соответствии с федеральным законодательством (сервитуты); и) информацию о градостроительных требованиях к приемке и вводу в действие объекта недвижимости; к) информация об условиях пользования недрами в пределах горного отвода в соответствии с разрешением федерального или территориального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора на застройку земельного участка; л) срок действия разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 5 названного Закона Самарской области для получения разрешения на строительство заявитель представляет местным органам архитектуры и градостроительства определенные документы, в том числе: документ, удостоверяющий право заказчика (застройщика) на земельный участок, либо его копию, заверенную в установленном порядке; проектную документацию, разработанную и утвержденную в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.
Поскольку названных документов на момент вынесения Постановления Главы г. Самары от 12.07.2004 не было, оно правомерно не признано судом второй инстанции разрешением на строительство как не отвечающее по форме и содержанию требованиям к разрешению на строительство, а также не отвечающее порядку и условиям его выдачи, установленным Законом Самарской области N 50-ГД от 16.06.2003 (в редакции от 07.06.2004) "О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области".
В соответствии с частью 7 ст. 28 Закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Эта же статья названного Закона (часть 8) запрещает рекламу многоквартирного дома и (или) объекта недвижимости до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство.
Установив, таким образом, нарушение Обществом приведенных норм Закона "О рекламе", суд апелляционный суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение законодательства о рекламе, и признал правомерным привлечение его к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения Постановления апелляционного суда.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2007 г. по делу N А55-3812/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)