Статьи
И. Еланина

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕКЛАМНОЙ СФЕРЕ: СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ПРАВА

Разделы:
Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности




Саморегулируемой организацией (СРО) в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (статья 31 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон)).

Саморегулирование - независимая, исключающая государственное участие деятельность организаций, направленная на упорядочение и совершенствование внутриотраслевых профессиональных отношений – как правило, на защиту и отстаивание интересов своих членов (хозяйствующих субъектов, предпринимателей), а также на воспитание в них ответственности и соблюдение прав лиц, потребляющих услуги представителей СРО.

До сих пор закон, регулирующий деятельность СРО, существует лишь в проекте (проект №348631-3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). В настоящее время статус СРО определяется следующими документами:

  • Гражданским кодексом (ГК);
  • Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Примером СРО в сфере рекламы является Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ) – это некоммерческая организация.

Цели и структура СРО в сфере рекламы

Саморегулирование является добровольной и не зависимой от иных лиц деятельностью предприимчивых субъектов хозяйственной деятельности. Самостоятельность и саморегулирование рассматриваемых организаций в сфере рекламы не означает их независимость от государственных органов. Например, органы власти направляют в СРО информацию о результатах проведенных в установленном порядке проверок предпринимательской или профессиональной деятельности их участников. В свою очередь, СРО также согласовывают с органами свои внутренние правила и координируют совместную деятельность по иным направлениям.

Основными целями СРО являются:
  • консолидация профессиональных деятелей рекламного рынка;
  • разработка единых принципов и механизмов, стандартов и правил оказания;
  • поддержание и совершенствование уровня профессионализма своих членов;
  • обеспечение добросовестного поведения своих членов на рынке услуг;
  • представление интересов своих участников в отношениях с органами власти, иными организациями и физическими лицами.

СРО, как любая иная организация, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Структура СРО должна определяться законом. Органами управления являются общее собрание членов СРО, постоянно действующий коллегиальный орган управления, исполнительный орган и специализированные органы контроля.

СРО может быть организовано в следующих формах: ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства. Иных организационно-правовых форм для создания СРО не предусмотрено.

Права СРО в сфере рекламы

Статья 32 Закона устанавливает перечень прав СРО в сфере рекламы.

При установлении контакта с органами государственной власти и органами местного самоуправления СРО имеет право от своего имени вступать в решение вопросов, затрагивающих права и законные интересы входящих в нее субъектов:
  • вынесение на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений по вопросам реформирования и осуществления политики в области рекламирования;
  • подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  • направление в органы власти заключений о результатах проводимых независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.

В интересах своих членов СРО вправе также подавать в суд заявление о признании недействительным не соответствующего федеральному закону иного нормативного правового акта, обязательного для исполнения членами СРО.

СРО осуществляет контроль за соблюдением своими членами требований и условий осуществления деятельности, действующего законодательства, правил и стандартов СРО.

СРО самостоятельно определяет формы контроля за деятельностью своих участников:
  • анализ отчетных документов;
  • выездная проверка.

СРО имеет право разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами правила профессиональной деятельности в сфере рекламы. Эти нормы не могут противоречить действующему законодательству и после утверждения высшим органом управления становятся обязательными к исполнению всеми членами.

С целью недопущения и избежания случаев непрофессионализма своих участников по отношению к потребителям услуг, коллегам и конкурентам СРО в порядке периодичности, установленной самой организацией, организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации.

СРО имеет право рассматривать жалобы на действия своего члена. Жалоба является поводом для проведения внутриорганизационного расследования, которое проводит орган по рассмотрению дел о применении к членам СРО мер ответственности.

СРО вправе самостоятельно определять параметры отбора лиц, которые могут вступить в СРО. Например, это может быть объединение только рекламораспространителей. Или может быть введен в качестве параметра отбора стаж предпринимателей на рынке рекламных услуг.

Правом СРО является также ведение реестра СРО в сфере рекламы, включенные в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций. В состав сведений, вносимых в реестр, входят сведения о лицах, в отношении которых СРО приняла решение об их соответствии требованиям к претендентам на члены СРО:
  • регистрационный номер;
  • дата регистрации;
  • фамилия, имя, отчество (наименование);
  • контактная информация;
  • стаж;
  • сведения о фактах привлечения к ответственности;
  • сведения об исключении из членов СРО;
  • иные сведения.

Следует также отметить, что будучи некоммерческой организацией, СРО не может осуществлять предпринимательскую деятельность. Она не может учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и заниматься любой иной приносящей прибыль деятельностью и принимать на себя обязательства, которые могут повлечь применение к организации санкций коммерческого, материального характера (выдавать поручительства, предоставлять займы).










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)