Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2007 N 17АП-7996/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-9825/2007

Разделы:
Рекламная деятельность







СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N 17АП-7996/2007-АК



Дело N А50-9825/2007



(извлечение)



Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя - ООО "Р": Р., паспорт 5705 N 812964, доверенность в материалах дела,

от заинтересованного лица - управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми: Н., паспорт 5701 N 529033, доверенность от 02.11.2007

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Р"

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 сентября 2007 года

по делу N А50-9825/2007,

по заявлению ООО "Р"

к управлению по развитию потребительского рынка администрации г. Перми

о признании незаконными действий (бездействия),


установил:



в Арбитражный суд Пермского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми (далее - управление, заинтересованное лицо) об отказе в регистрации заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в г. Перми по адресу г. Пермь, ул. Ветлужская - ул. Якутская (въезд в Кировский район) и ул. Крупской, 39.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и заявленные требования удовлетворить.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, считает, что оспариваемое решение муниципального органа является незаконным, поскольку земельные участки, на которые подавалось заявление о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, в установленном порядке не сформированы, следовательно, предоставление письменного согласия собственника участков на присоединение к ним рекламных конструкций не требовалось.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо в суде апелляционной инстанции пояснил, что обществом при подаче заявления о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций не было представлено письменное согласие собственника соответствующих земельных участков.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, ООО "Р" 21 марта 2007 года обратилось в управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по следующим адресам в г. Перми: ул. Ветлужская - ул. Якутская (въезд в Кировский район) и ул. Крупской, 39 с приложением документов.

Уведомлениями от 02.04.2007 (исходящие номера И26-05-05/503 от 21.05.2007 и И26-05-05/571 от 24.05.2007) управление отказало обществу в регистрации заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по причине непредставления письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется установить рекламную конструкцию.

Не согласившись с решением управления об отказе в регистрации, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий управления, поскольку заявления представлены обществом без приложения документов, подтверждающих согласие собственника земельных участков на установку рекламных конструкций.

Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон РФ "О рекламе") распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно ч. 5, 6 ст. 19 Закона РФ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона РФ "О рекламе").

На основании ч. 11 ст. 19 Закона РФ "О рекламе" к указанному в части 9 этой статьи заявлению прилагаются: данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Во исполнение указанного Федерального закона решением Пермской городской Думы от 24.10.2006 N 264 утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Перми (далее - Положение), которое предусматривает порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в городе.

Пунктом 3.1.1 Положения выдача таких разрешений или отказ в их выдаче отнесен к компетенции управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми.

Согласно п. 3.2.3 Положения к заявлению на установку рекламной конструкции должны быть приложены, в том числе: данные о заявителе; письменное согласие собственника или иного законного владельца недвижимого имущества (кроме земельного участка, не сформированного в установленном порядке) на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (с копиями документов, подтверждающих сведения о собственнике, и правоустанавливающих документов на объекты недвижимости), если заявитель не является собственником или законным владельцем данного имущества.

Формирование земельного участка осуществляется следующим образом: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пп. 1, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3.2.5 Положения управление вправе отказать в принятии заявления, если: заявление подано не в соответствии с установленной формой; к заявлению не приложены какие-либо документы из перечисленных в подпункте 3.2.3 настоящего Положения; заявление подано или подписано ненадлежащим лицом.

Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что к представленным заявлениям на установку рекламных конструкций не был приложен документ о согласии собственника (законного владельца) земельных участков, на которых предполагалось размещение рекламных конструкций, на установку рекламных конструкций.

Как было отмечено выше, в силу положений ст. 19 Закона РФ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем только при условии согласия собственника земельного участка, на котором будет размещена конструкция. Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления при наличии письменного подтверждения согласия собственника земельного участка. Исключений из этого правила положения Закона РФ "О рекламе" не содержат.

Таким образом, решение управления об отказе в регистрации заявлений общества на установку рекламных конструкций является правомерным, соответствует Закону РФ "О рекламе", прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на п. 3.2.3 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24.10.2006 N 264, в соответствии с которым к заявлению на установку рекламной конструкции на не сформированном земельном участке не требуется прилагать документ, подтверждающий согласие собственника (иного законного владельца), судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" имеет большую юридическую силу, чем решение Пермской городской Думы от 24.10.2006 N 264, при разрешении спора следует руководствоваться положениями указанного Федерального закона.

Как пояснил представитель управления, у муниципального органа при принятии Положения не было цели исключить не сформированные земельные участки из числа подлежащих согласованию с собственником, процедура согласования действует в отношении всех земельных участков, но она отличается в зависимости от того, сформирован земельный участок или нет.

Во всяком случае, Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Перми не может противоречить законодательству РФ "О рекламе".

Предложенное заявителем по делу толкование положений нормативного акта органа местного самоуправления г. Перми является ошибочным еще и потому, что допускает установление неравных условий для различных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку непредставление документов о согласовании размещения рекламного объекта на земельном участке с лицом, осуществляющим распоряжение указанными земельными участками, в отношении не сформированных земельных участков ставит в неравное положение лиц, использующих земельные участки, в отношении которых согласование является обязательным.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что отсутствие сформированных земельных участков, на которых общество предполагало разместить рекламные конструкции, не препятствует ему произвести такое согласование в порядке, предусмотренном Положением о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Перми.

Ссылка заявителя на то, что управление обязано было сообщить об отказе в регистрации заявления в момент обращения заявителя в силу п.п. 3.2.4 Положения, является несостоятельной, поскольку п. 3.2.4 Положения предусматривает регистрацию заявления в момент обращения заявителя лишь в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации заявления. В данном случае к заявлениям заявителя не было приложено согласие собственника указанных выше земельных участков, что является одним из оснований для отказа в регистрации заявления, предусмотренных п.п. 3.2.5 Положения.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о непредставлении обществом всех предусмотренных законодательством документов, необходимых для регистрации заявлений на установку спорных рекламных конструкций, является правильным, оснований для отмены решения судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд



постановил:



решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2007 г. по делу N А50-9825/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Р" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)