Е. Кальчевская
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ДЕГУСТАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Разделы:Сувениры и канцелярские товары с логотипом организации; Рекламная деятельность; Налогообложение рекламы и рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Одним из способов распространения рекламы является дегустация выпускаемой продукции и раздача сувениров. При этом главным критерием отнесения таких затрат к рекламным расходам является предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц, что означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
В случае с дегустациями и сувенирной продукцией распространение информации также будет признаваться рекламой, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Таким образом, если дегустация выпускаемой продукции или распространение сувенирной продукции проводятся в магазинах, на ярмарках, на улице и в других аналогичных местах, т.е. в целях ознакомления с этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы.
Если же такой круг лиц ограничен – заранее известен, например, при распространении сувенирной продукции (проведении дегустации) среди потенциальных покупателей организации, то речь идет не о расходах на рекламу, а о безвозмездной передаче имущества, стоимость которого в целях налогообложения не учитывается согласно п. 16 статьи 270 Налогового кодекса (НК).
Согласно Письму МНС России от 16.08.2004 №02-5-10/51 сувенирная продукция, содержащая символику налогоплательщика, передаваемая конкретным лицам во время проведения деловых встреч в целях поддержания интереса к деятельности передающей стороны, в силу определенности круга получающих ее лиц не может быть квалифицирована в качестве рекламных расходов.
Сувениры с символикой фирмы, розданные работникам организации, не являются рекламой, поскольку их распространение было предназначено для ограниченного круга лиц и не способствовало реализации товаров, идей и начинаний, не формировало и не поддерживало интерес к юридическому лицу.
Деятельность налогоплательщика по проведению дегустации продукции в целях ознакомления неопределенного круга потребителей с этой продукцией, распространение рекламных образцов и рекламной продукции должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности, ориентации на неопределенный круг лиц (Письмо Минфина России от 01.08.2005 №03-03-04/1/113).
Таким образом, затраты на проведение мероприятий, связанных с дегустацией продукции либо распространением сувениров, отвечают понятию рекламных расходов только в том случае, если эти мероприятия ориентированы на неопределенный круг потребителей.
В налоговом учете расходы налогоплательщика по проведению дегустации своей продукции и раздачи сувениров относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1% выручки (смотри Письма Минфина России от 01.08.2005 №03-03-04/1/113).
Пример 1.
В рамках рекламной кампании организация провела дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1500 единиц готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 20 руб. Таким образом, расходы на дегустацию составили:
1500 ед. × 20 руб. = 30000 руб.
Выручка от реализации продукции за первый квартал 2008 г. составила 3500000 руб. (без НДС).
Таким образом, предельный размер рекламных расходов за первый квартал 2008 г. составит:
3500000 руб. × 1% = 35000 руб.
Поскольку полученный предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов, то такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат.
В бухгалтерском учете организации будет произведена следующая бухгалтерская запись:
- списание стоимости готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции:
Д 44 "Готовая продукция", субсчет "Расходы на рекламу" – К 20 "Основное производство":
30 000 руб.
При передаче в рекламных целях сувенирной продукции, продуктов питания для дегустации в рамках рекламной кампании происходит безвозмездная реализация товаров. Следовательно, в силу п. 1 статьи 146 НК возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость (НДС), но только при условии, что покупная стоимость или расходы на производство единицы сувениров превышают 100 руб. согласно пп. 25 п. 3 статьи 149 НК. Поэтому при передаче сувениров либо продуктов питания для дегустации стоимостью ниже 100 руб. НДС не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы организации. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.
Пример 2.
Организация А заключила с организацией Б договор на поставку сувенирной продукции в количестве 1000 шт. на общую сумму 47200 руб., в том числе НДС - 7200 руб.
Расходы на покупку одного сувенира составят:
(47200 руб. – 7200 руб.) / 1000 шт. = 40 руб.
Так как себестоимость одного сувенира не превышает 100 руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не надо. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих сувениров освобождается от налогообложения.
В бухгалтерском учете организации А будут произведены следующие проводки:
1. Приобретение сувениров:
Д 10 "Материалы" - К 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками":
40 руб. × 1000 шт. = 40000 руб.
2. Учтен НДС по приобретенным ценностям:
Д 19 "НДС по приобретенным ценностям" – К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
7200 руб.
3. Денежные средства за сувениры перечислены организации Б:
Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – К 51 "Расчетные счета":
47200 руб.
4. Списание стоимости сувениров:
Д 44 "Готовая продукция", субсчет "Расходы на рекламу" – К 20 "Материалы":
47200 руб.
5. Списание НДС по сувенирной продукции:
Д 44 "Готовая продукция", субсчет "Расходы на рекламу" – К 19 "НДС по приобретенным ценностям":
7200 руб.
Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 руб., тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции (товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке согласно Письму МНС России от 26.02.2004 №03-1-08/528/18.
При этом судьи придерживаются другой позиции. Они приводят множество аргументов в обоснование того, что расходы на дегустацию, бесплатную раздачу товаров и сувениров в рамках рекламной кампании не облагаются НДС. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2007 по делу №А13-16685/2005-21 указано, что передача продукции в рамках рекламной кампании является расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара согласно пп. 1 п. 1 статьи 146 НК.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)