Статьи
И. Еланина

СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОКАЗАНИЮ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ

Разделы:
Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности





Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

Такие определения субъектам рекламных отношений дает Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон).


Рассмотрим, какие лица могут быть рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, ведь далеко не каждое юридическое лицо может выступать в качестве рекламодателя в обязательстве по оказанию рекламных услуг.

Согласно п. 1 статьи 2 Гражданского кодекса (ГК) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Рекламодатели
      1. Юридические лица

Согласно п. 1 статьи 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами могут быть коммерческие организации – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности коммерческие организации, и некоммерческие организации – не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Коммерческие лица могут являться участниками обязательств по оказанию рекламных услуг. А вот некоммерческие вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Следовательно, согласно действующему законодательству предусмотрено существование юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не являясь при этом коммерческими организациями. Следовательно, некоммерческие организации могут быть участниками обязательств по оказанию рекламных услуг несмотря на то, что они создаются для целей, не связанных с извлечением прибыли.

      2. Органы власти

В соответствии со статьей 124 ГК Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

При этом в состав субъектов гражданских правоотношений часто названные субъекты входят не непосредственно, а через свои уполномоченные органы. Таким образом, и публичные образования в лице уполномоченных органов в соответствии с указанным правилом могут выступать в качестве субъектов в обязательствах по оказанию рекламных услуг.

      3. Физические лица

Согласно уже рассмотренному выше определению "рекламодателя", указанному в п. 5 статьи 3 Закона, рекламодателем может быть продавец или изготовитель рекламы, значит, гражданин может стать рекламодателем и стороной в обязательстве по оказанию рекламных услуг только после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя.

В то же время, все граждане РФ могут стать так называемыми рекламодателями поневоле, поскольку независимо ни от кого и ни от чего могут приобретать услуги как по производству, так и по распространению рекламы.

Рекламопроизводители и рекламораспространители

Возможность выступления всех рассматриваемых выше субъектов в качестве рекламопроизводителей и рекламораспространителей в некоторых случаях ограничена связана выполнением следующего условия: рекламные услуги не относятся к лицензируемым видам деятельности, но в случае выступления в обязательстве по оказанию рекламных услуг в качестве рекламопроизводителя или рекламораспространителя юридическому лицу необходимо, чтобы его уставные документы допускали осуществление данного вида деятельности.

Чаще всего оказание рекламных услуг рекламораспространителем осуществляется в виде распространения рекламной информации путем предоставления имущества. Согласно п. 1 статьи 19 Закона распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на конструктивных элементах зданий, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется рекламораспространителем на основании договора с собственником конструктивных элементов, то есть здания.

Причем независимо оттого, юридическим или физическим лицом является рекламораспространитель.

Поскольку собственником данного дома может являться и простой гражданин, то в случае, если рекламораспространитель решил разместить наружную рекламу именно на его доме и заключил с собственником соответствующий договор, последний будет выступать в возникших обязательственных отношениях в качестве услугодателя. При этом если реклама будет размещена на короткий срок, а значит, не связана с систематическим получением прибыли гражданином-собственником, то ему не обязательно регистрироваться в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В данном случае гражданин имеет доход от имущества, а не от предпринимательской деятельности.

В случае, когда в качестве услугодателя в обязательстве по оказанию рекламных услуг выступает не гражданин-собственник, а орган власти, необходимо различать, когда они реализуют правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, выступая в качестве субъектов гражданского права, а когда - правомочия в области градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы, влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.

В качестве субъектов рекламной деятельности могут выступать и доверительные управляющие. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)