Статьи
Е. Кальчевская

ТОВАРЫ, РЕКЛАМА КОТОРЫХ НЕ ДОПУСТИМА

Разделы:
Ответственность за нарушения в сфере рекламы; Экономика и управление в рекламной деятельности




В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 8 Закона предусматривает исчерпывающий перечень товаров, реклама которых не допускается.


В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом (п. 2 статьи 129 ГК).

К таким объектам относятся:

  • оружие и боеприпасы;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • драгоценные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них;
  • лекарственные средства;
  • алкогольная продукция и др.

Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. №179 утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Это:
  • драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
  • драгоценные камни и изделия из них;
  • стратегические материалы;
  • вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;
  • ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;
  • боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;
  • уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
  • рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
  • результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
  • шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;
  • яды, наркотические средства и психотропные вещества;
  • спирт этиловый;
  • отходы радиоактивных материалов;
  • отходы взрывчатых веществ;
  • отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;
  • лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
  • лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);
  • специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

Не допускается реклама:
  • товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ;
  • наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
  • органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
  • товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  • товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  • товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Основополагающим, единым нормативным правовым актом в сфере лицензирования соответствующих видов деятельности является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вместе с тем сфера его действия ограничена только теми видами деятельности, перечень которых обозначен непосредственно в статье 17 Закона.

Таким образом, если конкретный вид деятельности подпадает под режим лицензирования, указание на наличие лицензии при рекламировании товара (работы,услуги) является обязательным условием законодательства о рекламе.

Применительно к сертификации и стандартизации необходимо отметить следующее. В настоящий момент регулирование стандартизации и сертификации, технического регулирования, осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере осуществляется на основе и в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании".

Конкретизация общего запрета на рекламирование соответствующего перечня товаров (статья 8 Закона) находит отражение непосредственно в иных статьях Закона.

Так, например, в рамках статьи 26 Закона не допускается реклама продукции военного назначения, за исключением рекламы такой продукции в целях осуществления военно-технического сотрудничества; отдельного вида оружия.

Часть 9 статьи 24 Закона устанавливает, что реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, и список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе является административным правонарушением.

Ввиду того, что в рамках законодательства действует принцип "Все, что не запрещено, то разрешено", такие товары, как табак, алкоголь, пиво, биологически активные добавки, пищевые добавки, продукты детского питания, ценные бумаги, отдельные лекарственные средства, азартные игры и пари и т.п., могут являться объектами рекламирования, но исключительно с соблюдением всех законодательно установленных требований с учетом ограничений по времени, способу и месту.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)