Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2007, 30.07.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-8549/07

Разделы:
Рекламная деятельность







ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу



26 июля 2007 г. Дело N А41-К2-8549/07

(извлечение)



Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2007 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей М., Ч.И., при ведении протокола судебного заседания С., при участии в заседании: от истца (заявителя): А. дов. от 31.01.2007 N 03/48, от ответчика (должника): Т. удостоверение N Б-0514, дов. от 07.03.2007 N 103, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП МО "Мособлфармация" на решение Арбитражного суда Московской области от 6 июня 2007 года по делу N А41-К2-8549/07, принятое судьей Х., по заявлению ГУП МО "Мособлфармация" к Госадмтехнадзор Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,


УСТАНОВИЛ:



государственное унитарное предприятие Московской области "Мособлфармация" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области - территориальному отделу N 3 (далее - Госадмтехнадзор) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19 апреля 2007 года N 3/98/35.

Решением Арбитражного суда Московской области от 6 июня 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, подана апелляционная жалоба.

Предприятие в апелляционной жалобе указало, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ) "средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области".

Выдача органом местного самоуправления разрешений на установку средств размещения информации предусмотрена Федеральным законом РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (п. п. 9, 10 ст. 19), касается средств размещения информации только рекламного характера и на вывески не распространяется.

Следовательно, по мнению Предприятия, ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ и "Положение о распространении рекламной информации, размещения средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области" регулируют отношения по распространению информации рекламного характера. При этом, Предприятие указывает на то, что "Порядок оформления разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы и информации" и "Заявление о внесении в Реестр средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области", разработанные в соответствии с Положением, подтверждают это заключение. Так, в "Порядке оформления разрешительной документации..." заявитель называется "рекламодателем", используются определения "рекламное место", "рекламная конструкция", "рекламное изображение".

Как указывает Предприятие в апелляционной жалобе, употребление в "Положении о распространении рекламной информации..." Дмитровского района термина "средство наружной рекламы и информации", не дает основания произвольно применять это Положение к любой информации, в том числе, и особенно к информации, определенной федеральным законодательством, доведение которой до сведения потребителей как участников гражданского оборота является обязательным, и служит целям индивидуализации хозяйствующего субъекта. В противном случае, орган власти муниципального образования при принятии нормативного акта присвоил бы себе полномочия федеральной власти по регулированию правил доведения до потребителя информации о продавце и поставил бы в зависимость доведение до потребителя обязательной информации от разрешений и согласований вида "конструкций", на которых эта информация доводится, а также от платежеспособности хозяйствующего субъекта (разрешения и согласования производятся органами муниципальной власти на платной основе).

В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ст. 9 продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное название (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы, продавец размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин", организационно-правовой формы и формы собственности, фирменного наименования организации, местонахождения, а также режима работы, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 м. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.

Как видно из Закона РФ и ведомственного нормативного акта, вывеска содержит обязательную информацию об организации и является необходимым объектом размещения такой информации на наружных стенах здания, в котором размещается организация, не требующим каких-либо официальных разрешений и согласований. Федеральным законодательством не устанавливаются координаты расположения вывески на поверхности наружных стен зданий, а расположение ее над входом в помещение является наиболее распространенным способом доведения до потребителя информации о юридическом лице. Федеральным законодательством не устанавливается также обязанность юридических лиц получать согласования и разрешения на установку средства размещения вывески (конструкции). Следовательно, по мнению Предприятия, привлечение к административной ответственности за невыполнение таких предписаний является незаконным.

На основании изложенного Предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание Предприятие явилось и поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Госадмтехнадзор в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве Госадмтехнадзор указал, что 19 апреля 2007 года в отношении Предприятия было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 03/98/35 по ст. 15 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ) - размещение объявлений вне отведенных для этих целей мест, выразившееся в наружном размещении различных информационных материалов без необходимых разрешений или согласований, а именно размещение таблички "Аптечный пункт" над входом в помещение по адресу: Дмитровский р-н, п. Некрасовский, ул. Заводская 12/3, в соответствии с которым наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10 МРОТ (одна тысяча рублей).

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 9 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" запрещается размещение объявлений, листовок, различных информационных материалов, установка средств размещения информации без соответствующего согласования с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Согласно ст. 2 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" средства размещения информации - конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения информации.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования Московской области на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

В соответствии с Конституцией РФ (глава 8 "Местное самоуправление", ст. 130 п. 1) местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с Уставом Московской области от 11 декабря 1996 года (ст. 69 п. 1) вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные федеральными законами и законами Московской области к предметам ведения местного самоуправления. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

К вопросам местного значения законодатель относит, в том числе, и вопросы благоустройства, а также дает право органам местного самоуправления осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории.

В соответствии с Законом Московской области "О местном самоуправлении в Московской области" (Глава 2. Компетенция местного самоуправления, п. 16) к компетенции местного самоуправления относится благоустройство и озеленение территории муниципального образования.

Благоустройство - это комплекс работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения на территории Московской области.

Согласно п. 1.2 Положения о распространении рекламной информации, размещении средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от "29" сентября 2006 г. N 122/17 (далее - Положение), устанавливается порядок распространения рекламной информации, размещения средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского района Московской области, порядок и требования к проектированию средств наружной рекламы и информации, определению и согласованию мест их размещения, технической экспертизе, размещению (установка, монтаж, нанесение), эксплуатации и демонтажу средств наружной рекламы и информации, а также порядок контроля за соблюдением этих требований.

Соблюдение данного Положения обязательно для всех юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), при установке и эксплуатации ими средств наружной рекламы на объектах, находящихся на территории Дмитровского района Московской области, а также при установке и эксплуатации ими средств информационного оформления (п. 1.3 Положения).

Право на распространение рекламной информации, размещение средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского района Московской области имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, оформившие разрешительную документацию в порядке, установленном настоящим Положением (п. 1.4 Положения).

Данное Положение не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, на рекламу, размещаемую в средствах массовой информации (п. 1.5 Положения).

Согласно 2.16 Положения средства наружной рекламы и информации (рекламоносители) - конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения наружной рекламы или информации и рассчитанные на визуальное восприятие из районного пространства неопределенным кругом лиц.

К средствам наружной рекламы относятся: вывески - элементы оформления фасадов зданий, в которых расположены организации, индивидуальные предприниматели, содержащие сведения, главным образом, о наименованиях указанных организаций, индивидуальных предпринимателей и видах их деятельности (п. 2.16.1 Положения).

Бланк разрешения на установку рекламной конструкции (далее - бланк разрешения) документ, содержащий фотомонтаж рекламного места с установленной на нем рекламной конструкцией, карту (схему) размещения рекламной конструкции, фотографию рекламного места и наружной рекламы перечень согласующих организаций, отметки о выдаче ими согласования на установку рекламной конструкции по месту размещения, а также отметку администрации Дмитровского муниципального района Московской области о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (п. 2.16.17 Положения). Форма бланк разрешения определена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Вывески подлежат обязательной регистрации в администрации Дмитровского муниципального района Московской области, для их распространения требуется оформление разрешительной документации в порядке, предусмотренном настоящим Положением (п. 3.1 Положения).

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Цель Положения о распространении рекламной информации, размещении средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от 29 сентября 2006 г. N 122/17, не противоречит целям приведенных выше законов, т.к. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не регламентируют порядок распространения рекламной информации, размещения средств наружной рекламы и информации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются только обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Как указывает Управление в отзыве, при рассмотрении административного дела состав указанного административного правонарушения был установлен. В ходе составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении не были нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 2 апреля 2007 года Госадмтехнадзор при проведении контроля за соблюдением Предприятием правил благоустройства установило факт самовольного, без разрешительной документации, размещения информационной таблички на фасаде здания, расположенного по адресу: Дмитровский район, п. Некрасовский, ул. Заводская, д. 12/3. Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 10 апреля 2004 года N 3/98/35 (л.д. 24), в котором указано, что табличка "Аптечный пункт" над входом в помещение размещена без разрешительной документации, а именно без оформления паспорта, чем нарушен п. 1 ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ.

Постановлением Госадмтехнадзора от 19 апреля 2007 года N 3/98/35 (л.д. 23) Предприятие привлечено к административной ответственности за размещение информационной вывески без разрешительной документации на основании ст. 15 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ в виде административного штрафа в размере 10 МРОТ (1000 руб.).

Не согласившись с данным постановлением Госадмтехнадзора, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Согласно ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования Московской области на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

При этом, средства размещения информации - конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения информации (п. 2 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 19 апреля 2007 года N 3/98/35 Предприятие признано виновным за совершение административного правонарушения, выразившегося в наружном размещении информационных материалов без необходимых разрешений и согласований, а именно - за размещение таблички "Аптечный пункт" над входом в помещение без оформления паспорта.

В соответствии с п. 3.6 Положения о распространении рекламной информации, размещении средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области N 122/17 от 29 сентября 2006 года, информационная табличка, содержащая обязательную информацию о юридическом лице, в том числе: организационно-правовой форме, полном наименовании юридического лица, режиме работы организации, не относится к информации, имеющей рекламный характер.

Информационные таблички подлежат обязательной регистрации, для их распространения требуется оформление разрешительной документации в порядке, предусмотренном данным Положением.

Кроме того, в соответствии с п. 3.1 Положения о распространении рекламной информации, размещении средств наружной рекламы и информации на территории Дмитровского муниципального района Московской области, не относятся к информации, имеющей рекламный характер, вывески юридических лиц, имеющие целью извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначение места входа, и вывески юридических лиц также подлежат обязательной регистрации в администрации Дмитровского муниципального района Московской области (л.д. 73 - 74).

Госадмтехнадзором было установлено и не отрицается Предприятием, что регистрацию в администрации Дмитровского муниципального района Московской области таблички "Аптечный пункт" Предприятие не проводило.

В соответствии со ст. 15 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ наружное размещение объявлений, листовок, различных информационных материалов, нанесение надписей и графических изображений вне отведенных для этих целей мест, а равно без необходимых разрешений или согласований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В материалы дела представлен фотоснимок таблички "Аптечный пункт" (л.д. 67). Данная табличка, принадлежащая Предприятию, рассчитана на неопределенный круг лиц для визуального восприятия имеет цель извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески, в связи с чем подпадает под понятие "информационный материал".

Таким образом, учитывая, что Предприятие регистрацию в администрации Дмитровского муниципального района Московской области таблички "Аптечный пункт" не проводило, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предприятие нарушило п. 1 ст. 12 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ, выразившееся в том, что не имея соответствующей разрешительной документации Предприятие, по существу, самовольно установило информационный щит, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ.

Следовательно, Госадмтехнадзор имело все основания для привлечения Предприятия к административной ответственности.

Полномочия государственного административно-технического инспектора Госадмтехнадзора на составление протокола об административном правонарушении подтверждены Положением о территориальном отделе N 3 территориального управления N 1 ("Север") Госадмтехнадзора Московской области (л.д. 86 - 95) и Положением о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденным постановлением правительства Московской области от 31 декабря 2004 года N 828/53 (л.д. 96 - 102).

Процедура привлечения Предприятия к административной ответственности Госадмтехнадзором была соблюдена, в ходе производства по делу об административном правонарушении предприятие не было лишено процессуальных гарантий и могло реализовывать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 19 апреля 2007 года N 3/98/35 является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя, ни материальных, ни процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд


ПОСТАНОВИЛ:



решение Арбитражного суда Московской области от 6 июня 2007 года по делу N А41-К2-8549/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлфармация" - без удовлетворения.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)