Новости
И. Еланина

ПОРЯДОК РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Разделы:
Рекламная деятельность; Обеспечение медикаментами и лекарствами; Охрана здоровья населения




Реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон 38-ФЗ)).

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Закон 86-ФЗ) лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

В статье рассмотрен вопрос, касающийся порядка рекламирования лекарственных средств.

    Ранее действовавший порядок

До вступления в силу Закона 38-ФЗ вся реклама регулировалась Федеральным законом от 18.07.1995 №108-ФЗ "О рекламе", который не содержал порядка рекламирования отдельных видов товаров.

Реклама лекарственных средств регулировалась в порядке установленном статьей 44 Закона 86-ФЗ, которая утратила силу на основании Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ.

Между тем, согласно ранее действующему порядку в средствах массовой информации допускалась реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

Реклама согласно ранее действовавшему порядку не должна была:
  • представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов;
  • вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;
  • подрывать репутацию организаций - производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;
  • создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;
  • содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано;
  • создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций.

При рекламе лекарственного средства не допускалось его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта.

    Настоящий порядок

После вступления в силу Закона 38-ФЗ реклама лекарственных средств стала регулироваться статьей 24 данного закона.

Согласно п. 1 статьи 24 Закона 38-ФЗ реклама лекарственных средств не должна, во-первых, обращаться к несовершеннолетним.

Реклама не должна содержать:
  • ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

При этом первые два указанных требования не распространяются на рекламу в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, кроме рекламы лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний.

Кроме всего вышесказанного реклама лекарственных средств не должна:
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
  • представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
  • содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Таким образом, новый порядок регулирования рекламы лекарственных средств содержит большее количество ограничений на рекламу по сравнению с ранее действовавшим порядком.

Реклама лекарственных средств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

При этом продолжительность и/или площадь такого предупреждения должна составлять:
  • в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, - не менее чем 3 секунды;
  • в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 7% в площади кадра;
  • в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства).

Реклама должна содержать сообщение о свойствах и характеристиках, способах применения и использования лекарственных средств только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, а также реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества запрещается, за исключением осуществления такой рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Запрещается также проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)