РЕКЛАМА ЦЕННЫХ БУМАГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ДАННОЙ СФЕРЕ
Разделы:Рекламная деятельность; Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг; Рынок ценных бумаг
Реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О Рекламе" (Закон 38-ФЗ)).
При этом объектом рекламы может быть практически все, что угодно, в том числе и ценные бумаги. С помощью рекламы до инвесторов доводится информация о публично размещаемых ценных бумагах и их эмитентах, а профессиональные участники рынка ценных бумаг предлагают широкому кругу лиц свои услуги.
Особенности регулирования рекламной деятельности на рынке ценных бумаг установлены, кроме Закона 38-ФЗ, также и Федеральным законом от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (Закон 46-ФЗ).
Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам.
При этом реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать:
- во-первых, наименование эмитента;
- во-вторых, источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
В то же время, реклама ценных бумаг не должна содержать следующую информацию:
- обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам (за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах);
- прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.
Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.
На рекламу сберегательных сертификатов, инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия распространяются также требования, предъявляемые Законом №38-ФЗ к рекламе финансовых услуг.
Закон 38-ФЗ устанавливает перечень ценных бумаг, реклама которых не допускается:
- не допускается реклама биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых облигаций;
- не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- не допускается реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг.
В соответствии с п. 1 статьи 5 Закона 46-ФЗ на рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц:
- ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию (за исключением ценных бумаг, размещение которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществляется без государственной регистрации их выпуска);
- ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 статьи 38 Закона 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) установлены два состава правонарушений в сфере рынка ценных бумаг.
Во-первых, согласно статье 14.3 КоАП установлена административная ответственность за нарушение со стороны рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя законодательства о рекламе. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
- на должностных лиц - от 4000 до 200000 рублей;
- на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей.
Во-вторых, согласно статье 15.24 КоАП установлена административная ответственность за публичное размещение, рекламу или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). Такое правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)