Статьи
И. Еланина

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАТОРА ЛОТЕРЕИ И ОПЕРАТОРА ЛОТЕРЕИ

Разделы:
Рекламная (стимулирующая) лотерея и розыгрыш призов; Рекламная деятельность




Аудиторская проверка является одним из инструментов контроля над осуществлением лотерейной деятельности.

Объектом проверки является ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором и оператором лотереи.

Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности.

Организации, не подлежащие аудиторской проверке

Законодатель не относит к числу подлежащих аудиторской проверке организаторов лотерей, которые выступают от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Организатором:
  • всероссийской государственной лотереи может выступать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;
  • региональной государственной лотереи может выступать орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти региона;
  • муниципальной лотереи может выступать уполномоченный орган местного самоуправления.

Порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность в РФ регламентируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон 119-ФЗ).

Законом 119-ФЗ определяются правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Согласно статье 1 Закона 119-ФЗ под аудиторской деятельностью или аудитом следует понимать предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, а также соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью здесь понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователю такой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ о лицензировании. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании, в частности Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  • проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
  • получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
  • получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  • получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

По итогам аудиторской проверки проверяющий составляет аудиторское заключение, которое является официальным документом:
  • составленным в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему российскому законодательству.

Такое заключение предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Аудиторская проверка при проведении стимулирующей лотереи

Организаторы стимулирующих лотерей также подлежат аудиторской проверке.

В итоге получается, что все организаторы лотерей, по сути, уравнены, независимо от того, насколько широкомасштабна их стимулирующая акция. Одно дело - компания, которая проводит масштабную рекламную акцию, в ходе которой разыгрывает большое количество призов. Другое - лотерея с призами-сувенирами, которую, например, фирма устраивает среди посетителей своего стенда на выставке. Никаких различий между такими несопоставимыми мероприятиями данная статья не устанавливает.

Таким образом, получается, что организациям в некоторых случаях нет смысла афишировать факт проведения лотереи. Единственным фактом, заставляющим организаторов небольших стимулирующих лотерей не "уходить в тень", являются солидные штрафы, грозящие директору или бухгалтеру фирмы в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Такие жесткие меры были введены законодателем с целью обезопасить покупателей от обмана со стороны организаторов розыгрышей.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)