Книги в продаже с отрывком
У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернетт

РЕКЛАМА: ПРИНЦИПЫ И ПРАКТИКА. 7-Е ИЗД.

7-е издание, 2007 год, 736 стр., формат 17x24 см, твердая обложка, ISBN 978-5-469-01172-9, 618 руб.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'

Разделы:
Рекламная деятельность; Организация рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности





Заказать

Что делает рекламу эффективной? Вопрос, который стоит и перед практиками, и перед теоретиками, и перед студентами, вынесен во главу угла седьмого издания прославленной «Рекламы» У. Уэллса, С. Мориарти и Дж. Бернетта.

Книга поможет разобраться в правилах планирования, создания и оценки рекламы в современных условиях. В ней рассматриваются все аспекты рекламного бизнеса, от объяснения роли рекламы в обществе до конкретных рекомендаций по ведению рекламных кампаний в различных отраслях, описания стратегий рекламы, анализа влияния рекламы на маркетинг, поведения потребителей и многое другое. Вы познакомитесь с лучшими в мире рекламными кампаниями, узнаете об их целях и лежащих в их основе креативных идеях. Вы узнаете, как разрабатывались и реализовывались идеи, как принимались важные решения и с какими рисками сталкивались создатели лучших рекламных решений. Авторы изучили реальные документы, касающиеся планирования описанных в книге рекламных кампаний, разговаривали с людьми, занимавшимися их разработкой. Сделано это с одной целью: научить читателя тем принципам и практикам, что стоят за успешным продвижением.

Книга будет безусловно полезна студентам вузов, слушателям программ МВА, а равно и рекламистам-практикам. «Реклама: принципы и практика» — это книга, которую следует прочитать, чтобы узнать все об эффективной рекламе.



Оглавление


Часть 1. Основы
Глава 1. Введение в рекламу
Что такое реклама?
Роли и функции рекламы
Основные действующие лица
Типы рекламы
Что делает рекламу эффективной?
Эволюция рекламы
Текущее состояние мира рекламы
Резюме
Глава 2. Роль рекламы в маркетинге

Что такое маркетинг?
Ключевые действующие лица и рынки
Процесс маркетинга
Как работают агентства
Международный маркетинг
Изменения в современном маркетинге
Резюме
Глава 3. Реклама и общество

Социальная роль рекламы
Контроль и регулирование рекламной деятельности
Среда регулирования рекламы
Регулирование рекламы со стороны средств массовой коммуникации
Саморегулирование
Этика в рекламе
Критерии этики
Резюме
Часть 2. Планирование и стратегия
Глава 4. Как работает реклама

Как работает реклама в качестве коммуникации
Другие результаты помимо эффективности рекламы
Восприятие
Познание
Эмоциональная реакция
Ассоциации
Убеждение
Поведение
Резюме
Глава 5. Потребительская аудитория

Поведение потребителей
Культурные и социальные факторы, влияющие на поведение потребителей
Психологические факторы, влияющие на поведение потребителей
Поведенческие факторы, влияющие на решения потребителей
Процесс принятия решений потребителями
Сегментация и нацеливание
Резюме
Глава 6. Стратегические исследования

Исследование: поиск информации и инсайтов
Применение исследований
Методы исследований, используемые при планировании рекламы
Проблемы, связанные с проведением исследований
Резюме
Цели главы
Глава 7. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование
Базовые стратегические решения в планировании
Планирование рекламных коммуникаций: что это такое?
Планирование для ИМК
Резюме
Часть 3.Эффективные средства распространения рекламы
Глава 8. Печатные и наружные средства распространения рекламы

Индустрия СМИ
Базовые медиаконцепции
Печатные СМИ
Газеты
Журналы
Упаковка
Наружная реклама
Реклама в телефонных справочниках
Использование печатной рекламы
Резюме
Глава 9. Вещательные СМИ

Вещательные СМИ
Радио
Телевидение
Кино и видео
Продакт—плейсмент
Эффективное использование вещательных СМИ
Резюме
Глава 10. Интерактивные и альтернативные медиасредства рекламы

Интерактивные медиаресурсы рекламы
Интернет
Реклама в Интернете
Реклама по e—mail
Альтернативные и новые медиасредства рекламы
Резюме
Глава 11. Планирование и закупка рекламного пространства в средствах массовой коммуникации (СМК)

Планирование и закупка медиа для рекламы
Медиаплан
Цели медиапланирования
Медиастратегии
Пример медиаплана Pizza Hut
Закупка рекламы в СМК
Медиапланирование: изменения и проблемы
Резюме
Часть 4. Эффективные рекламные сообщения
Глава 12. Творческая сторона рекламной деятельности

Искусство и наука рекламы
Творческая стратегия
Аспекты творческой стратегии
Планирование и осуществление творческой стратегии
Резюме
Глава 13. Текст рекламы

Составление текстов: язык рекламы
Составление текстов для печатной рекламы
Как написать текст для радиорекламы
Телевизионные рекламные ролики
Тексты для рекламы в Интернете
Работа копирайтера в условиях глобализации
Резюме
Глава 14. Создание и производство рекламы

Визуальные коммуникации
Дизайн печатной рекламы
Производство печатной рекламы
Изготовление телевизионной рекламы
Производство вещательной рекламы
Веб—дизайн
Резюме
Часть 5. Интеграция и оценка
Глава 15. Прямой отклик

Практика директ—маркетинга
Маркетинг по базам данных
Участники
Инструменты директ—маркетинга
Интегрированный прямой маркетинг
Глобальные аспекты директ—маркетинга
Резюме
Глава 16. Стимулирование сбыта, спонсорство и маркетинг специальных событий (events)

Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта, направленное на потребителей
Стимулирование розничной торговли
Другие виды стимулирования
Стратегии стимулирования
Резюме
Глава 17. Паблик рилейшнз

Осуществление паблик рилейшнз
Планирование паблик рилейшнз
Инструменты паблик рилейшнз
Оценка эффективности и совершенства PR
Резюме
Глава 18. Торгово—розничная, деловая реклама и международная реклама

Торгово—розничная реклама
Деловая реклама
Некоммерческий или социальный маркетинг
Международная реклама и международные маркетинговые коммуникации
Резюме
Глава 19. Оценка эффективности

Оценка эффективности
Этапы проверки рекламы
Оценка медиасредств рекламы
Оценка кампании и ИМК
Резюме
Словарь

Примечания






Часть 1
Основы

Глава 1
Введение в рекламу


Цели главы

Ознакомившись с этой главой, вы сможете:

1. Дать определение рекламы и назвать ее основные компоненты.
2. Обсуждать роли и функции рекламы в обществе и в бизнесе.
3. Идентифицировать ключевых действующих лиц и их роли в осуществлении рекламы.
4. Описать пять разных типов рекламы.
5. Назвать характеристики эффективной рекламы и объяснить, почему она всегда направлена на достижение поставленной цели.
6. Проанализировать изменения, происходящие в мире рекламы.
Для Volkswagen наступила счастливая пора, когда ее реклама, создаваемая под руководством бостонского агентства Arnold Worldwide, стала постоянно завоевывать различные награды. Начиная с середины 1990—х гг. реклама Volkswagen получила множество призов и премий как за эффективность, так и за креативность.
Совсем недавно награды удостоилась рекламная кампания, предлагавшая покупателю модель автомобиля «New Beetle» с устройством «iPod» фирмы Apple. Девиз кампании подчеркивал эстетическое, функциональное и технологическое сходство между «iPod»и «New Beetle» для напоминания людям о том, что именно придает особую привлекательность новому автомобилю.
Вот как осуществлялась эта кампания.
К 2003 г. Volkswagen и ее агентство Arnold Worldwide осознали, что «New Beetle» перестает вызывать интерес у покупателей, поскольку выпускается без изменений уже в течение пяти лет. Новые продукты, такие как «Mini Cooper», стали активно теснить «New Beetle» с завоеванных ранее позиций. Осуществленный в прошлом году успешный вывод на рынок модели «Beetle» с откидным верхом также способствовал сокращению продаж «New Beetle».
В довершение всех бед общий объем продаж автомобилей стал снижаться, и на автомобильном рынке стали использоваться такие экстравагантные финансовые стимулы, как продажа в кредит с нулевым процентом и гарантированное возмещение $1000 каждому покупателю. Другими словами, многие производители были готовы пожертвовать своими прибылями ради увеличения или просто сохранения рыночной доли.
Однако Volkswagen предпочла не участвовать в этой вакханалии стимулов и скидок, чтобы не превратить свой уникальный автомобиль в заурядный товар массового потребления. Таким образом, задача маркетингового отдела и цель рекламного агентства заключались в том, чтобы найти способ сделать «New Beetle» более привлекательным и более ценным, чем автомобили конкурентов.
Поэтому Arnold пошла другим путем и стало искать вдохновения не в традиционных методах маркетинга автомобилей, а в практике продвижения других уникальных брендов. Например, рассматривая бренд Apple, планировщики из Arnold почувствовали, что они фактически видят зеркальное отражение своей ситуации. И Apple, и Volkswagen были «побежденными» брендами, делавшими акцент на лидерстве в области дизайна и технологии. Покупатели рынка автомобилей VW, которых компания называет водителями с большой буквы, являются активными, уверенными в себе и независимыми людьми, которым нравится водить машину. Сравнивая их с пользователями «iPod» фирмы Apple, специалисты Arnold обнаружили, что обе группы потребителей соответствуют друг другу с точки зрения их интересов и стилей жизни.
VW
за счет объединения усилий с Apple смогла извлечь выгоды из очевидных синергий, обеспечиваемых совместным использованием двух брендов. Агентство Arnold нашло способ придать дополнительную физическую ценность «New Beetle» за счет бесплатного предоставления «iPod»и специального набора соединительных устройств каждому покупателю, приобретшему «New Beetle» в период кампании. Для этой кампании был придуман специальный лозунг «Pods Unite».
Поставленные цели заключались в продаже 5200 машин в течение двух месяцев и документального подтверждения того, что каждая продажа была обеспечена за счет совместного продвижения «iPod»и «New Beetle». Другие измеряемые цели включали в себя увеличение числа осуществивших пробную поездку («тест—драйв») квалифицированных покупателей, которым были направлены специальные приглашения по почте, а также увеличение числа посетителей apple.com, заглядывающих на мини—сайт, посвященный новым условиям продаж «iPod» и «New Beetle».
Источник: заимствовано из материалов для представления к награждению премией EFFIE за 2004 г. кампании «Pods Unite» по совместному продвижению «New Beetle» и «iPod».
VW
является примером организации, эффективно осуществляющей рекламу на протяжении многих лет. Чтобы понять, почему и за счет чего кампания «Pods Unite» оказалась столь успешной, мы рассмотрим в этой главе вопросы о том, что представляет собой реклама, как она определяется и как работает.
Глава начинается с определения рекламы и объяснения некоторых ее основополагающих концепций. Затем приводится базовая информация, позволяющая узнать о ролях и функциях рекламы, об основных действующих лицах рекламной индустрии и о различных типах рекламы. В начале XXI в. мы наблюдаем повышение внимания к эффективности рекламы, и соответствующая концепция эффективности также рассматривается в этой главе. Глава завершается рассмотрением рекламы как динамично развивающегося направления профессиональной деятельности, которое требует умения идентифицировать текущие и будущие изменения, способные повлиять на то, как будет определяться реклама в будущем.

Что такое реклама?

С детских лет вам приходилось видеть, слышать и читать рекламу. Поэтому вопрос «Что такое реклама?» может показаться вам несколько странным. Однако умудренный опытом наблюдатель смотрит на рекламу как на нечто большее, чем просто коммерческое послание, занимающее пространство между выпусками новостей на страницах журналов и в телевизионных программах. Фактически реклама является сложным типом коммуникации, осуществляемой с учетом целей и стратегий, направленных на оказания различных типов воздействий на мысли, чувства и действия потребителей. В этой книге мы узнаем, что такое реклама и какие принципы и методы делают ее успешной и эффективной. Вопрос об эффективности является одной из главных тем этой книги, и это значит, что мы будем концентрировать внимание на тех рекламах, которые вызывают реакции потребителей, желательные для рекламодателя.
В известном смысле рекламирование является довольно простым видом деятельности. Оно подразумевает создание послания и отправку его группе индивидов в расчете на то, что они отреагируют на него определенным образом. За свою жизнь вы уже сталкивались с тысячами рекламных обращений, которые видели по телевизору, слышали по радио или читали в журналах, на рекламных щитах и в Интернете.
Реклама начинает вызывать споры, когда возникают вопросы о том, как она влияет на людей и насколько позитивным оказывается это влияние. Одни заявляют, что ненавидят рекламу, так как она заставляет людей делать то, чего в действительности они не хотят делать. Другие считают ее ориентиром в мире моды или увлекательным зрелищем, в котором используются веселые шутки, отличная музыка и привлекательные образы. Мы будем рассматривать некоторые из этих вопросов позднее, начиная с гл. 3. Однако ни у кого из нас, вероятно, не вызывает сомнений тот факт, что реклама может эффективно влиять на людей. Развитие рекламы происходило одновременно с развитием общества. Она оказывала влияние на общество, а общество, в свою очередь, также влияло на рекламу.

Определение современной рекламы

Стандартное определение рекламы включает в себя пять основных элементов:
•Реклама является оплаченной формой коммуникации, хотя некоторые ее виды, например социальная (PSA), используют бесплатные площади и время в СМИ.
•Рекламное послание не только оплачивается спонсором, но и идентифицирует его.
•Большинство реклам пытается убедить потребителя принять определенную точку зрения или осуществить определенное действие, хотя в некоторых случаях реклама просто информирует потребителей о товаре или компании. Другими словами, она является стратегической коммуникацией, направленной на достижение определенных целей, и эти цели могут быть измерены для оценки эффективности рекламы.
•Реклама обеспечивает охват большой аудитории потенциальных потребителей.
•Рекламное послание распространяется различными массмедиа, которые в большинстве случаев придают рекламе неперсонифицированный характер. Однако с появлением Интернета и других интерактивных средств коммуникаций эта ситуация начинает изменяться.
Таким образом, современное определение рекламы выглядит следующим образом: Реклама — это оплаченная неличная коммуникация, осуществляемая каким—либо спонсором и использующая средства массовой информации, в том числе и интерактивные, для того чтобы убедить целевую аудиторию в чем—либо или повлиять на нее определенным образом.

Основные концепции рекламы

При описании рекламы мы обращаемся к четырем основным факторам: стратегии, творческой идее, креативному исполнению и использованию массмедиа



рис. 1.1.


Как правило, все требуют креативного мышления от профессионалов рекламного бизнеса, которые отвечают за разработку и внедрение рекламы. Мы будем часто обращаться к этим аспектам рекламы, и вы скоро осознаете важность этих концепций, обеспечивающих основу рекламной деятельности.
Они являются также основными элементами, используемыми профессионалами для анализа эффективности предпринимаемых рекламных усилий. Другими словами, профессионалы критически оценивают стратегию, креативную идею, реализацию рекламных идей и выбор массмедиа, используемого для доставки рекламного послания.
Давайте рассмотрим теперь более внимательно, что представляют собой эти четыре элемента:
Стратегия рекламы. Стратегия представляет собой совокупность логически обоснованных и запланированных действий, обеспечивающих рекламе нужные направление и фокус. Каждая эффективная реклама основана на реализации разумной стратегии. Рекламодатель разрабатывает рекламу таким образом, чтобы она соответствовала конкретным целям, направляет ее на определенную аудиторию, создает рекламные послания, обращающиеся к наиболее важным проблемам аудитории, и распространяет рекламу через медиасредства (например, прессу, ТВ или Интернет), с тем чтобы она обеспечивала контакт с целевой аудиторией наиболее эффективным образом.
Креативная идея. Креативная концепция представляет собой центральную идею рекламы, которая привлекает ваше внимание и остается в вашей памяти. Например, кампания «Pods Unite», разработанная для VW, объединяет два инновационных продукта, используя привязанность владельцев «Volkswagen» к своим автомобилям.
Планирование рекламной стратегии требует творческого подхода для решения проблем: исследовательские усилия должны быть творческими по определению, а размещение рекламы и закупка медиаресурсов требуют креативного мышления.
Креативное исполнение. Чтобы обеспечить рекламе требуемую эффективность, ее необходимо осуществлять должным образом. Это означает, что качество фотографий, содержание текстов, выбранные шрифты, место размещения и способ представления товара должны отражать наивысшие производственные возможности, доступные в данной отрасли. Реклама часто использует передовые достижения полиграфии, эфирного вещания и Интернета или устанавливает стандарты в этих областях деятельности, так как клиенты требуют наилучшего исполнения рекламы за те деньги, которые предусматриваются их рекламными бюджетами.
Креативное использование медиасредств. Каждое послание должно быть тем или иным образом доставлено целевой аудитории. Большинство рекламодателей используют медиасредства, т. е. коммуникационные каналы, обеспечивающие охват широкой аудитории — такие как телевидение, журналы или Интернет. Решение вопроса о выборе носителя рекламы иногда может потребовать не меньших творческих усилий, чем нахождение наилучшей идеи для самого рекламного послания (подробнее об этом будет сказано в части 3).
Опытные рекламодатели знают, что то, как вы выразите свою идею и где вы это сделаете, имеет не меньшее значение, чем то, в чем будет состоять суть вашей идеи. Что именно вы будете говорить и где вы собираетесь это делать, определяется выбранной стратегией, а то, как вы будете говорить, зависит от ваших творческих способностей и качества исполнения. Стратегия, креативная идея и ее исполнение, а также использованный медиаканал в совокупности определяют степень эффективности рекламы.

Роли и функции рекламы

По мере развития рекламной деятельности реклама выполняла множество разных ролей. Первоначально она создавалась для идентификации производителя товара и эту важную роль исполняет и по сей день. Когда достижения техники, в частности изобретение печатного станка, сделали возможным охват более широкой аудитории, реклама стала все более фокусироваться на предоставлении коммерческой информации, продолжая обеспечивать идентификацию производителя товара.
Благодаря преимуществам индустриализации, которая сделала возможным производство товаров в большем количестве, чем их можно было продать на местном рынке, реклама стала обеспечивать формирование спроса на товар, что достигалось двумя основными способами: методом жестких продаж, осуществлявшихся за счет убеждения покупателей, и методом мягких продаж, предусматривавших создание имиджа бренда и воздействия на эмоции потребителей. Реклама, сообщающая о снижении цен на автопокрышки, является примером использования метода жестких продаж; долгосрочная рекламная кампания «Michelin», использующая образ ребенка, сидящего внутри покрышки, может служить примером мягкой продажи. (Такой подход обеспечивает продажу долговечности надежности покрышек, не указывая на то, в чем заключаются эти качества; вместо этого представление о надежности создается с помощью образа, который воздействует на ваши чувства.) Эти два подхода составляют суть науки и искусства рекламы.
Однако поскольку с развитием массмедиа каждому отдельному посланию становилось все труднее привлекать внимание людей, появилась потребность в разработке более креативных методов оказания влияния на потребителей, подобных рекламе, созданной для Virgin Megastore. Креативность по—прежнему остается ключевым фактором действенности рекламной идеи и является важной характеристикой успешной рекламы.
В начале 2000 г., когда в экономике наметился спад, специалисты по маркетингу стали беспокоиться о контроле за расходованием средств и об эффективности своих инвестиций в рекламу. В результате профессионалам рекламной отрасли пришлось доказывать эффективность своей работы, т. е. что она обеспечивает те результаты, которые специалисты по маркетингу хотели получить за счет использования рекламы. Такой акцент на строгом учете используемых средств является причиной пристального внимания к вопросам эффективности рекламы, уделяемого в этой книге. Каждая ее глава начинается с рассмотрения примера эффективного осуществления рекламы и заканчивается разделом, посвященным обсуждению достигнутых результатов — другими словами того, как профессиональные рекламисты доказывают и демонстрируют эффективность своей работы. Чтобы лучше понять, как работает реклама, давайте рассмотрим те четыре роли, которые она играет в бизнесе и обществе:
1. Маркетинговая.
2. Коммуникационная.
3. Экономическая.
4. Социальная.

Маркетинговая роль

Маркетинг — это деятельность, осуществляемая в бизнесе для удовлетворения нужд и желаний покупателей посредством предоставления им товаров и услуг. Отдел маркетинга отвечает за продажу продукта компании, который может быть товаром (ПК, холодильники или напитки), услугой (услуги ресторана, страховой компании или риелторского бюро) или идеей (поддержка организации, доверие кандидату). Товары идентифицируются также с точки зрения их принадлежности к определенной товарной категории. Под категорией мы понимаем распределение товаров по определенным группам — например, «Levi’s» относятся к категории джинсов, а «Harley—Davidson» — к категории мотоциклов. Конкретная группа потребителей, которые являются потенциальными покупателями товаров и услуг, образует целевой рынок. Инструменты маркетинга включают в себя продукт (как он сконструирован, упакован и как работает), его цену и средства, используемые для доставки продукта в то место, где его может приобрести покупатель. Маркетинг включает в себя также метод передачи этой информации покупателю, называемый маркетинговой коммуникацией или продвижением. Совместно эти четыре инструмента маркетинга определяются как маркетинг—микс или 4П маркетинга. Разумеется, реклама является одним из важнейших инструментов маркетинговых коммуникаций.
Принцип.
Продукт может быть не только товаром, но также услугой и идеей.
Профессионалы маркетинга участвуют также в создании бренда, который определяет идентичность продукта за счет придания ему качеств, обеспечивающих его отличие от продуктов конкурентов. Например, «Colgate» и «Crest» являются брендами зубной пасты. Они производятся разными компаниями и напрямую конкурируют друг с другом.

Коммуникационная роль

Реклама является одной из форм массовой коммуникации. Она передает различные типы информации, обеспечивающей связь между покупателями и продавцами на рынке. Реклама не только информирует о продукте, но и трансформирует его в некий образ, который становится для покупателя чем—то большим, чем просто набор фактов, сообщаемых о товаре. В широком смысле маркетинговые коммуникации включают в себя не только рекламу, но и множество других взаимосвязанных методов коммуникаций, используемых в маркетинге, — методы стимулирования продаж, отношения с общественностью, прямого отклика, специальные мероприятия и спонсорскую деятельность, упаковку и личные продажи. В табл. 1.1 кратко перечислены преимущества рекламы.

Экономическая роль

Реклама бурно развивается в странах, достигших определенного уровня изобилия, т. е. там, где предложение превышает спрос. В таких странах наблюдается превращение рекламы из главным образом информирующей в создающую спрос на конкретные бренды.
Существуют две системы взглядов на то, как реклама влияет на экономику. Первая предполагает, что реклама является средством, помогающим потребителям лучше понять ценность товара — с учетом его стоимости и информации о других характеристиках, таких как качество, место продажи и репутация. Вместо того чтобы уменьшать важность цены как основы для проведения сравнений, сторонники этой школы считают рекламу средством предоставления объективной информации о цене и ценности и, таким образом, создания более рациональной экономики.
Сторонники второй точки зрения считают, что сила убеждения рекламы снижает вероятность переключения потребителей на альтернативный товар независимо от установленной цены. Другими словами, за счет концентрации внимания на других позитивных характеристиках потребитель принимает решение в пользу неценовых выгод, например психологической привлекательности. Такой взгляд предполагает наличие способов использования образов и эмоций для оказания воздействия на решения потребителей. Однако ни одна из этих точек зрения на роль рекламы не получила полного практического подтверждения. Вполне вероятно, что справедливыми являются оба подхода.

Социальная роль

Социальная роль рекламы довольно разнообразна. Она информирует нас о новых или улучшенных товарах и учит пользоваться этими новинками. Реклама помогает сравнивать разные товары и их характеристики и сообщает о предстоящих инновациях. Она является зеркалом тенденций в моде и дизайне и вносит вклад в формирование наших эстетических представлений. Реклама помогает нам создать собственный имидж за счет предложения ролевых моделей, с которыми мы можем отождествить себя, и предоставляет возможность более полного самовыражения наших внутренних характеристик и чувства стиля с помощью тех вещей, которые мы носим или используем. Социальная роль рекламы имеет как позитивные, так и негативные аспекты, о чем мы подробнее поговорим в гл. 3.

Функции рекламы

Взгляд на роль рекламы в обществе дает представление об общей картине, но нам необходимо более пристально взглянуть на то, что может получить рекламодатель от своей рекламы — другими словами, почему он решает использовать рекламу. С точки зрения рекламодателя реклама выполняет семь базовых функций:
•Создает осведомленность о товарах и брендах.
•Формирует имидж бренда.
•Информирует о товаре и бренде.
•Убеждает людей.
•Предоставляет стимулы к совершению действий.
•Обеспечивает напоминание о бренде.
•Подкрепляет прошлый опыт покупок бренда.

Основные действующие лица

Сложность мира рекламы объясняется наличием в нем многих разных организаций, принимающих решения и осуществляющих свои планы. Во врезке «Дело принципа», посвященной самому выдающемуся из когда—либо созданных телевизионных рекламных роликов, представлены некоторые из этих действующих лиц и показано, как они вносят свой собственный вклад в создание рекламы. Этими основными действующими лицами являются: рекламодатель или клиент, агентство, средство распространения информации (медиасредство), поставщик и аудитория. Все они имеют разные цели и задачи, и великая реклама создается только тогда, когда все они действуют как одна команда и имеют общее врдение ситуации.

Рекламодатель

Реклама начинается с рекламодателя — индивида или организации, которые используют рекламу для распространения сообщения о продукте. В истории создания ролика «1984» компания Apple была рекламодателем, а ее директор Стив Джобс принял окончательное решение об использовании этой вызвавшей столько споров рекламы. В табл. 1.2 приведен список крупнейших рекламодателей США, распределенных по отраслям их деятельности.
Рекламодатель инициирует рекламный процесс путем определения маркетинговой проблемы, которую может решить реклама. История с VW является примером того, как рекламодатель борется за сохранение своей позиции на изменяющемся рынке и как его агентство помогает ему разработать коммуникационную стратегию для обращения к этой проблеме.
Рекламодатель принимает также окончательное решение о целевой аудитории и размере рекламного бюджета. Помимо этого, он утверждает план рекламы, содержащий описание характеристик послания и медиастратегий.
Наконец, рекламодатель заключает договор с рекламным агентством и становится его клиентом. В таком качестве рекламодатель осуществляет контроль выполняемых работ и несет ответственность за оплату счетов, выставляемых агентством.



Таблица 1.2


Рекламные агентства

Вторым ключевым действующим лицом мира рекламы является рекламное агентство или рекламный отдел. Рекламодатели нанимают независимые рекламные агентства для частичного или полного планирования и реализации своих рекламных усилий подобно тому, как это делало агентство Arnold для Volkswagen. Такой тип деловых отношений получил название партнерства между агентством и клиентом. История о рекламе «1984» показывает, насколько важным является установление прочного доверия между партнерами.
В 2002—2003 гг. согласно данным «Advertising Age» средний валовой доход рекламного агентства составлял $10,6 млрд. Тремя крупнейшими рекламными агентствами США являются J.Walter Thompson, Leo Barnett и McCann—Erikson Worldwide. Крупнейшим в мире рекламным агентством является японская компания Dentsu Inc. Бостонское агентство Arnold Worldwide, разработавшее для VW рекламную кампанию, которая была удостоена премии EFFIE, занимает четырнадцатое место среди американских агентств; в 2003 г. его валовой доход составил $1,2 млрд.
Рекламодатель использует стороннее агентство, поскольку верит, что оно окажется более эффективным и производительным при создании конкретного рекламного обращения или целой рекламной кампании. Успешные агентства, подобные Arnold Worldwide, обычно обладают стратегическим и креативным опытом, хорошо знают массмедиа, имеют талантливых сотрудников и могут заключать выгодные соглашения для своих клиентов. Сотрудники рекламных агентств являются профессионалами, любящими свою работу.
Существует несколько способов, позволяющих рекламодателям управлять своей рекламой. Крупные рекламодатели — компании или организации — участвуют в процессе рекламы либо через свои внутренние агентства, либо через свои рекламные отделы, как это показано на рис. 1.2.
Рекламный отдел.
Большинство крупных фирм имеют свои рекламные отделы. Главная обязанность этих отделов заключается в том, чтобы поддерживать связь отдела маркетинга с рекламным агентством (агентствами) и другими поставщиками услуг. В зависимости от типа бизнеса степень вовлеченности отдела маркетинга в рекламный процесс может значительно варьироваться в разных компаниях.
Руководитель рекламного отдела может называться директором или менеджером по рекламе. Обычно этот человек обладает практическим знанием всех аспектов рекламной деятельности. Такие руководители имеют опыт работы в рекламных агентствах, умеют налаживать взаимодействие с рекламодателями и хорошо знают их операции.
Как отмечалось выше, задача менеджера по рекламе и его подчиненных заключается в облегчении взаимодействий между отделом маркетинга компании и ее агентствами. Многие компании могут сотрудничать с сотнями агентств, хотя, как правило, они имеют основное агентство, которое выполняет основную часть работы и даже может управлять другими агентствами. Рекламный отдел решает следующие задачи: выбирает агентства; координирует взаимодействие с поставщиками услуг, такими как массмедиа, фотографы, изготовители рекламы и т. п.; обеспечивает выполнение работ в строгом соответствии с графиком; определяет, достигнуты ли поставленные цели.
Собственное агентство.
Компании, которым необходим более тщательный контроль рекламы, имеют в своей структуре собственные агентства. Например, крупные розничные торговцы считают, что самостоятельное изготовление рекламы обеспечивает экономию затрат, а также возможность соблюдения установленных сроков. Некоторые производители модной одежды, например Ralph Lauren, также осуществляют рекламу своими силами, для того чтобы сохранить полный контроль над имиджем бренда и направлением моды, которое они разрабатывают. Внутрифирменные агентства выполняют большинство, а иногда и все функции самостоятельного рекламного агентства.

Средства массовой информации

Третье действующее лицо мира рекламы — средства массовой информации (СМИ, массмедиа). Средства массовой информации — это каналы коммуникации, которые доносят сообщения рекламодателя до его аудитории, а в Интернете обеспечивают получение ответа аудитории рекламодателю.
Развитие СМИ является центральным фактором развития рекламы, поскольку именно массмедиа способны обеспечить охват широкой аудитории.
Мы понимаем под массмедиа каналы коммуникаций или медиасредства, но к ним относятся также и различные компании, такие как ваша местная газета или радиостанция. Некоторые из таких медиаконгломератов имеют огромные размеры, например Time Warner и Viacom (табл. 1.3).
Каждое медиасредство (газета, радио или телевизионная станция, компания по установке щитов наружной рекламы и т. д.) имеет отдел, отвечающий за продажу места для размещения рекламы. Каждое медиасредство старается помогать рекламодателям сравнивать эффективность различных СМИ, для того чтобы обеспечить наилучший выбор. Многие медиаорганизации помогают рекламодателям в разработке и производстве рекламы. Это особенно характерно для местных рекламодателей, использующих локальные медиасредства, например для розничных торговцев, готовящих рекламные объявления в местной прессе.
Основное преимущество, получаемое рекламой от использования СМИ, состоит в том, что издержки на эфирное время в электронных СМИ, на площади в печатных СМИ, и на время и пространство в интерактивных и вспомогательных СМИ распределяются между огромным количеством зрителей, слушателей и читателей. Например, $2 млн могут показаться огромной ценой за рекламу во время матча за Super Bowl, но если учесть, что трансляцию смотрят более 500 млн человек, то затраты на охват одного зрителя окажутся не слишком большими. Поэтому одно из основных преимуществ рекламы в СМИ состоит в том, что она может обеспечить охват большого числа людей с помощью одного послания при незначительных удельных издержках.
Принцип.
Реклама в СМИ может потребовать низких издержек на одного потребителя, поскольку общие затраты распределяются между большим числом людей, охватываемых рекламой.
Представитель продавца медиасредств обычно встречается с рекламодателем или его представителем (часто рекламным агентством) и пытается убедить его в том, что конкретное медиасредство является наилучшим инструментом доставки послания рекламодателя. Например, представитель отдела маркетинга медиапровайдера Qwest Dex (справочник «Желтые страницы») посещает сотни потенциальных пользователей этого справочного издания. Цель этих визитов состоит в том, чтобы описать исследование, поддерживающее использование данного медиасредства в качестве носителя рекламы, обсудить различные варианты реклам, предложить помощь в их разработке и сообщить условия покупки места в этом справочнике.

Поставщики (продавцы)

Четвертым действующим лицом мира рекламы является группа организаций, помогающих рекламодателю, рекламным агентствам и СМИ создавать и размещать рекламу: поставщики или продавцы, предоставляющие специализированные услуги. В эту группу входят художники, фотографы, режиссеры, продюсеры, а также независимо работающие профессионалы (внештатные сотрудники) и консультанты. (В истории создания «1984» директор фильма Ридли Скотт был поставщиком, с которым Chiat/Day заключила договор на создание рекламного ролика.)
Длинный перечень поставщиков отражает многообразие задач, которые приходится решать для создания рекламы. К числу внештатных сотрудников относятся также сценаристы и художники—графики, фотографы, сочинители текстов песен, исследователи рынка, почтовые работники, специалисты по телефонному маркетингу и консультанты по связям с общественностью.
Для чего надо нанимать поставщика подобных услуг? По многим причинам. Рекламодатель может не обладать необходимыми знаниями и опытом, он перегружен работой или хочет получить свежую идею. Другой причиной привлечения внешних поставщиков является экономия затрат: стоимость их услуг часто оказывается ниже, чем издержки производства рекламы внутри фирмы.

Целевая аудитория

Все стратегии рекламы начинаются с идентификации существующего или потенциального покупателя — т. е. желательной аудитории для рекламного послания.
Особенности целевой аудитории непосредственно влияют на рекламную стратегию, в особенности на ее креативную составляющую и на стратегию использования медиасредств. Изучение целевой аудитории является трудоемким процессом, который может потребовать тысяч часов кропотливой работы и многомиллионных затрат. К счастью, теперь мы обладаем технологиями сбора данных, которые не только сокращают затраты времени и средств на проведение исследований, но и повышают точность информации о покупателях. Эта информация собирается каждый раз, когда вы покупаете продукты в магазине, оборудованном сканерами, заполняете талон на гарантийное обслуживание, вступаете в клуб любителей книги или становитесь абонентом American Online.
Покупатели не всегда оказываются пользователями товара. Например, многие родители покупают кукурузные хлопья не для себя, а для своих детей, которые и влияют на выбор покупаемого продукта. Таким образом, Kellog фактически имеет две целевые аудитории покупателей таких хлопьев и поэтому разрабатывает две рекламы для двух целевых аудиторий: родителей и их детей. Поэтому крайне важно, чтобы рекламодатели понимали наличие разных аудиторий, к которым они собираются обращаться, и стремились узнать о них как можно больше.
Интерактивные технологии создали новые возможности для нацеливания, и реклама теперь может в определенной степени подстраиваться под индивидуального потребителя. Такая подстройка постоянно совершенствуется и делает еще более важным знание целевой аудитории и создание рекламы, обращающейся к конкретным нуждам индивида. Например, когда вы посещаете веб—сайт Amazon.com, то можете встретить на нем приветствие и предложение купить книгу или альбом, которые могут представлять для вас интерес с учетом ваших предыдущих покупок.
Лояльное племя владельцев машин
Volkswagen. Понимание уникальных отношений Volkswagen с владельцами машин этого производителя имело ключевое значение для успеха кампании «Drivers Wanted» («Разыскиваются Водители»). Разработчики планов из агентства Arnold обнаружили интересный факт: оказалось, что существует лояльное племя автомобилистов, сохранявших нежные чувства к машинам Volkswagen даже в трудные годы. Эти люди были тогда моложе, образованнее и богаче средних покупателей автомобилей. Но более важно то, что им нравится водить машину: автомобили для них — не просто средство передвижения. Эти люди активные участники процесса управления машинами — они Водители!
В ходе кампании «Pods Unite» эта аудитория подверглась сжатию. Из—за необходимости оказать немедленное влияние на сбыт рынок «Водителей» был ограничен теми людьми, которые собирались покупать машину в ближайшие три месяца. Затем были разработаны креативная стратегия и стратегия использования медиасредств для установления связи с этими «внутренними покупателями рынка», которые активно рассматривали вопрос о приобретении машины, и для особого нацеливания на тех из них, кто интересовался музыкой и новыми технологиями.

Типы рекламы

Реклама сложна, поскольку достаточно много непохожих друг на друга рекламодателей пытаются охватить сразу несколько типов аудиторий. Существует семь основных типов рекламы:
Реклама бренда. Наиболее наглядным типом рекламы является национальная потребительская реклама или реклама бренда. Реклама бренда, такого как «New Beetle», «Apple Macintosh» или «Polo» нацелена преимущественно на создание имиджа и долговременной узнаваемости торговой марки.
Торгово—розничная, или реклама на местах продаж. Значительная часть рекламы сфокусирована на розничных торговцах или производителях, продающих свои товары на определенных территориях. В торгово—розничной рекламе основное внимание в послании уделяется информации о товарах, имеющихся в ближайших магазинах. Такая реклама служит стимулированию притока покупателей в магазин и формированию особого имиджа розничного торговца. Местная реклама может осуществляться местным розничным торговцем, таким как T. J. Maxx, либо производителем или дистрибьютором, предлагающим товары на ограниченной территории.
Реклама с непосредственным откликом (прямая реклама). Реклама с непосредственным откликом может использовать любое средство распространения, включая прямую почтовую рассылку, но ее послание отличается от посланий национальной или торгово—розничной рекламы попыткой стимулировать прямую продажу по заказу. Потребителю достаточно откликнуться по телефону или по почте, чтобы товар был доставлен ему на дом тем или иным способом. Особое значение для рекламы с непосредственным откликом играет развитие Интернета в качестве средства распространения рекламы.
Деловая реклама. Деловая (В2В) реклама направляется одним предприятием другому. К примеру, она включает послания, направленные компаниям—дистрибьюторам, а также промышленным предприятиям и специалистам—профессионалам, в частности адвокатам и врачам. Деловая реклама не ориентируется на обычного потребителя. Рекламодатели размещают львиную долю деловой рекламы в изданиях по бизнесу и в профессиональных журналах. Реклама для Interland является типичным примером деловой рекламы.
Институциональная реклама. Институциональная реклама называется также корпоративной рекламой. Ее послания направлены на обеспечение узнаваемости корпорации или на привлечение внимания общественности к точке зрения организации. Многие табачные компании распространяют рекламу, в которой сообщают о своей общественно—полезной деятельности; реклама, посвященная борьбе с лейкемией, также имеет этот фокус.
Некоммерческая реклама. Некоммерческие организации, такие как благотворительные общества и фонды, общественные ассоциации, больницы, оркестры и музеи, осуществляют рекламу для привлечения, например пациентов больниц, новых членов (Sierra Club) и волонтеров (Красный Крест), а также с целью сбора пожертвований или привлечения людей к реализации своих программ каким—то иным образом.
Социальная реклама. Социальная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое—либо позитивное явление, например отказ от спиртного при вождении автомобиля или призыв к хорошему обращению с детьми. Профессионалы рекламной индустрии обычно создают ее бесплатно, а место и время в СМИ предоставляется для нее на некоммерческой основе.
Таким образом, мы видим, что существуют разные типы рекламы. Фактически реклама является продуктом мощной и широко развитой рекламной индустрии. В табл.1.4 кратко перечислены рассмотренные нами типы, роли и функции рекламы. Все типы рекламы требуют креативных, оригинальных посланий, безупречных со стратегической точки зрения и реализованных должным образом. Но главное, что эти послания должны быть эффективными, поэтому вводную главу мы завершим обсуждением понятия эффективной рекламы.

Что делает рекламу эффективной?

Великие рекламы являются эффективными, т. е. рекламами, которые работают. Другими словами, они доставляют послания потребителям, на которые те реагируют так, как этого хотят рекламодатели. В итоге рекламодатели, подобные Volkswagen и Apple, хотят, чтобы потребители купили и продолжали покупать их товары и услуги. Чтобы добиться этого, реклама должна в первую очередь распространять послание, побуждающее потребителей реагировать на него определенным образом.
Какие характеристики эффективной рекламы влияют на реакцию потребителей? Чтобы заставить потребителей действовать, реклама должна привлекать внимание, что и было целью истории, показанной в ролике «1984». Кроме того, реклама должна достаточно долго вызывать интерес, для того чтобы убедить потребителя изменить свое покупательское поведение и попробовать продукт, что иногда может подразумевать переключение на другой бренд, а после этого обеспечить привыкание к продукту и его повторную покупку. Для ресторана или автомобильного дилера реальной мерой эффективности рекламы будет повторный приход покупателей. Этот результат будет зависеть не только от удовлетворенности продуктом, но также от способности рекламы напоминать покупателям о бренде и об их позитивных чувствах к нему.
В общем случае реклама или рекламная кампания «работает», если создает у людей представление о товаре или бренде, заставляет их реагировать определенным образом и обеспечивает в их сознании отличие товара или бренда фирмы от конкурирующих товаров и брендов. В гл. 4 эти характеристики эффективности рассматриваются более подробно.
Сначала покупатели могут проявить интерес к рекламе благодаря ее развлекательной ценности, как это произошло с роликом «1984». Если реклама оказывается достаточно занятной, то ее могут запомнить. Однако могут также усвоить, что реклама имеет отношение к личной потребности и предоставляет релевантную информацию о том, как можно обеспечить ее удовлетворение. Реклама может также предлагать достаточный стимул для того, чтобы заставить потребителей пойти на риск изменения покупательских привычек, поскольку она показывает, как можно удовлетворить их нужды, не опасаясь непредвиденных последствий, таких как несоответствие продукта ожиданиям. Кроме того, реклама может подкрепить решение о покупке товара и напомнить потребителям о том, как были удовлетворены их потребности. Все эти разновидности эффектов могут быть обеспечены воздействием рекламного послания и поэтому могут считаться характеристиками эффективной рекламы.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)