Статьи
Р. Демьянов

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ

Разделы:
Ответственность за нарушения в сфере рекламы; Экономика и управление в рекламной деятельности




Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Об этом говорится в п. 1 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон).

При этом законодательство РФ о рекламе состоит из Закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Ответственность за нарушения, как уже говорилось, является гражданско-правовой, то есть неблагоприятные последствия для правонарушителя имеют вид лишения определенного права или возложения какой-либо обязанности на виновного. Для такой ответственности свойственен имущественно-компенсационный характер – основанием ее применения становится причинение вреда, ущерба (при нарушении договора или из внедоговорных отношений) другому участнику гражданских отношений, которому и возмещается понесенная утрата.

      Вред, причиненный рекламой

В результате нарушения прав может быть причинен:
  • моральный вред, то есть физические или нравственные страдания физического лица, которые связаны с нарушением его личных неимущественных прав и свобод и иных нематериальных благ. В итоге подлежит восстановлению нарушенное благо (опровержение распространенной информации), а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, пострадавшему может быть выплачены денежная компенсация;
  • физический вред, связанный с нарушением целостности организма или нормального его функционирования, то есть вред жизни или здоровью;
  • имущественный вред (или убытки). Согласно п. 2 статьи 15 Гражданского кодекса (ГК) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).


Согласно п. 2 статьи 38 Закона лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Порядок обращения в суд предполагает соблюдение определенных процессуальных требований, невыполнение которых препятствует рассмотрению иска. Поэтому при обращении в судебную инстанцию необходимо соблюдать подсудность, правильность формы заявления, указывать в нем надлежащие стороны и иные требования закона. На споры, вытекающие из рекламных отношений, распространяется общий срок исковой давности - 3 года.

      Ответственность за нарушения

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях – Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

К указанным выше лицам применяются так называемые штрафные санкции, предусмотренные административным законодательством. Штрафы, предусмотренные КоАП за нарушение рекламного законодательства, подлежат уплате в пользу государства.

Суммы штрафов зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:
  • в федеральный бюджет – 40%;
  • в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства, - 60 %.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Рассмотрим несколько примеров штрафных санкций, предусмотренных КоАП.

Так, согласно статье 13.11 КоАП нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей;
  • на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей.

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечет наложение административного штрафа (статья 13.14 КоАП):
  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей.

Согласно статье 13.15 КоАП изготовление и (или) распространение информации, содержащей скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей также с конфискацией предмета правонарушения.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, влечет согласно статье 5.9 КоАП наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей.


Закон допускает возможность применения к нарушителям рекламного законодательства иных мер наказания, нежели предусмотренные КоАП.

В то же время, согласно п. 5 статьи 38 Закона ограничивает возможность установления иных мер ответственности только федеральным нормотворчеством. Подзаконные и другие акты не могут вводить новые основания ответственности. К таким законным мерам могут относиться уголовные.

Так, например, в случае обнаружения в ходе распространения рекламы признаков преступления (клевета, оскорбление, пропаганда экстремистской деятельности, разглашение государственной тайны и иные составы) дело может рассматриваться в порядке уголовного судопроизводства. Специальных составов о рекламе действующее уголовное законодательство не содержит.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)