Статьи
Е. Кальчевская

КАКОЙ РЕКЛАМА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНА...

Разделы:
Ответственность за нарушения в сфере рекламы; Экономика и управление в рекламной деятельности




Периодически средства массовой информации сообщают о нарушении организациями законодательства о рекламе.

Рассмотрим, какая реклама признается не соответствующей установленным требованиям, и приведем некоторые примеры таких нарушений.

Основные требования к рекламе изложены в Федеральном законе от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон 38-ФЗ).

      Недобросовестная и недостоверная реклама

В соответствии с п. 1 статьи 5 Закона №38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
  • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  • об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  • об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  • о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  • об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  • о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.

Кроме того, недостоверной также считается реклама, содержащая сведения:
  • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  • о результатах исследований и испытаний;
  • о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  • об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  • о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  • о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  • об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  • о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Такой перечень недобросовестных видов рекламы установлен в п. 3 статьи 5 Закона 38-ФЗ.

Кроме того, согласно п. 4 статьи 5 Закона 38-ФЗ реклама не должна:
  • побуждать к совершению противоправных действий и призывать к насилию и жестокости;
  • иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
  • формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми услугами, или осуждать таких лиц.

В рекламе также не допускаются:
  • использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (например, в отношении национальности, профессии), официальных государственных и религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • использование и распространение скрытой рекламы (оказывающей не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание);
  • указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами и др.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (работе, услуге), об условиях приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ (п. 11 статьи 5 Закона 38-ФЗ). Стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях (в иностранной валюте дополнительно могут быть указаны в случае необходимости) (п. 7.1 статьи 5 Закона 38-ФЗ).

Кроме общих требований реклама должна удовлетворять и требованиям, которые предъявляются к отдельным способам распространения рекламы, установленным в статьях 14-30 Закона 38-ФЗ.

      Основные нарушения и ответственность
    А. Отсутствие существенной информации в рекламе.

Часто для привлечения клиентов предприятия в рекламе указывают только часть информации, наиболее привлекательную, замалчивая при этом другую, менее привлекательную, но при этом являющуюся существенной, указывая при этом номер телефона или адрес сайта, где потребители рекламы смогут получить недостающую информацию. Таким образом, предприятия нарушают требования п. 7 статьи 5 Закона 38-ФЗ.
    Б. Преимущество перед другими.

Весьма часто в рекламе используются слова: "лучшие", "всегда дешевле" и др. Такая реклама является недостоверной, ведь указав в рекламе какие-либо преимущества рекламируемого объекта, предприятие должно их документально подтвердить.

Организации, нарушающие требования законодательства о рекламе, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в форме наложения штрафа:
  • на граждан - от 2000 до 2500 руб.,
  • на должностных лиц - от 4000 до 20000 руб.;
  • на юридические лица - от 40000 до 500000 руб.

В соответствии с ч. 1 и 2 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения (длящееся правонарушение). Указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения (таким днем считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения).

Согласно п. 10 статьи 38 Закона 38-ФЗ уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)