Статьи
Р. Демьянов

СПОСОБЫ РЕКЛАМИРОВАНИЕ УСЛУГ ПЕРЕВОЗЧИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ: РЕКЛАМА В СМИ И ИНТЕРНЕТЕ, РОЗЫГРЫШИ

Разделы:
Рекламная деятельность; Организация деятельности по оказанию транспортных услуг; Экономика и управление на транспортных предприятиях




Перевозчики могут являться рекламодателями и размещать информацию об оказываемых ими транспортных услугах как на своих автомобилях, так и в различных средствах массовой информации.

Способы осуществления рекламы товаров, работ, услуг установлены в Федеральном законе от 13.03.2006 №38-ФЗ (Закон 38-ФЗ).

Самыми распространенными способами рекламы являются наружная стационарная реклама - стенды, вывески или указатели, и реклама на транспорте.

При этом, как ни странно, перевозчики, особенно те, кто осуществляет пассажирские перевозки, размещают обычно на своем транспортном средстве рекламу не своих услуг, а чужую рекламу, поскольку та приносит больше выгоды.

Кроме того, распространенным способом рекламирования является реклама в СМИ, в том числе сети Интернет.

        Реклама, распространяемая в СМИ и в Интернете

Согласно отраслевой Инструкции об учете доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 №153 в бухгалтерском учете затраты на рекламу в СМИ (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности отчетного периода. Затраты на рекламу включаются в себестоимость оказываемых транспортных услуг

Порядок учета расходов на рекламу в СМИ для целей налогообложения аналогичен – они отражаются в полном объеме как текущие прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 4 статьи 264 Налогового кодекса (НК). В таком же порядке учитываются расходы на рекламу, распространяемую в телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет. Они уменьшают полученные организацией доходы в полном объеме при условии, что сообщения в сети содержат рекламную информацию об организации или об оказываемых ею услугах (Письмо Минфина России от 29.01.2007 №03-03-06/1/41).

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (п. 1 статьи 18 Закона 38-ФЗ).

Указанное положение относится и к рекламе в Интернете. При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика. В настоящий момент многие пользователи электронной почты получают сообщения, предназначенные неопределенному кругу лиц, доставленные им без их предварительного согласия и не позволяющие определить отправителя - спам.

При этом согласно Письму ФАС России от 19.05.2006 №АК/7654 согласно положениям п. 1 статьи 18 Закона 38-ФЗ о предварительном согласии пользователя не распространяются на случаи обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.

И все же наиболее распространенным способом рекламирования у перевозчиков является реклама в периодических печатных изданиях. Если печатные издания не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера, то размещение рекламы должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы" (Письмо Минфина России от 27.06.2007 №03-03-06/1/418).

        Участие в розыгрыше (лотерери)

В настоящее время можно встретить транспортные компании, которые проводят розыгрыши призов.

Оказывается, разыграть призы не так просто, как может показаться. От обычной раздачи подарков данное мероприятие отличается тем, что оно должно быть организовано так, чтобы это был действительно розыгрыш призов.

Перевозчику следует определиться, что он намерен провести - раздачу подарков или розыгрыш призов и, соответственно, выделить средства на приобретение призов и подарков.

В целях привлечения клиентов транспортные компании могут проводить лотерею (розыгрыш), получение дохода в которой не планируется, поэтому ее призовой фонд формирует организатор, а сама лотерея является стимулирующей. Как правило, право на участие в такой лотерее подтверждается специальным купоном или иным выбранным организатором способом (например, билетом на поездку).

Для организаторов стимулирующих лотерей предусмотрен уведомительный порядок, который не требует получения разрешения на проведение такой лотереи. Предприятию достаточно поставить в известность об этом уполномоченный орган, приложив к уведомлению установленный перечень документов.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено ее организатором в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения лотереи. Согласовав таким образом с уполномоченным органом розыгрыш призов, предприятие может проводить его в форме стимулирующей лотереи на законных основаниях.

Особенность учета и налогообложения расходов на розыгрыш призов заключается в том, что они являются нормируемыми.

Согласно п. 4 статьи 264 НК затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний уменьшают доходы в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг).

С другой стороны, в соответствии с п. 7 статьи 171 НК в случае, если в силу главы 25 НК расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы налога по ним подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Иными словами, если стоимость разыгрываемого приза не укладывается в "рекламный" норматив п. 4 статьи 264 НК, то налогоплательщик останется без части налогового вычета по НДС и сумма налога к уплате окажется выше суммы НДС к возмещению.

С другой стороны, в статье 149 НК поименованы операции, не подлежащие обложению НДС. К таким операциям согласно пп. 8, 8.1 п. 3 является и проведение лотереи.

В Налоговом кодексе не сказано, проведение какой лотереи освобождается от налогообложения - главное, чтобы она проводилась с разрешения уполномоченного органа исполнительной власти. Он выдает разрешение на проведение традиционной лотереи, в которой призовой фонд формируется за счет участников, а не в отношении стимулирующей лотереи. Таким образом, проводя стимулирующую лотерею, организация может на основании пп. 8, 8.1 п. 3 статьи 149 НК не начислять НДС на стоимость разыгранных между клиентами призов и, соответственно, включать "входной" НДС в их стоимость.

Если налоговые риски кажутся достаточно высокими, то организация может пойти по традиционному пути и начислять налог в обычном порядке - с рыночной стоимости разыгранных призов, как при безвозмездной передаче имущества.


Смотрите также: "Способы рекламирование услуг перевозчиков и транспортных компаний: наружная реклама".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)