Статьи
Н. Афанасьева
Налогообложение рекламы и рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности; Печатная реклама. Каталоги, буклеты, листовки, каталоги торгующих организаций. Рассылка рекламных материалов.; Рекламная деятельность
Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. №94н) расходы на рекламные мероприятия, в том числе и произведенные в форме адресной почтовой рассылки, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Сумма налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленная рекламным агентством, отражается согласно Инструкции следующей проводкой:
Согласно пп. 28 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса (НК) для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (при этом учитываются положения п. 4 статьи 264 НК, в котором рассмотрены конкретные виды расходов на рекламу).
Для того чтобы определить, относятся ли расходы, понесенные организацией в рассматриваемом случае, к расходам на рекламу, следует определить, что же является рекламой.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" одним из главных признаков рекламы является то, что она адресована неопределенному кругу лиц.
То, что на почтовом отправлении отсутствует имя конкретного физического лица - получателя отправления, а указано только наименования организации, не может быть свидетельством того, что рекламная информация распространяется определенному кругу лиц. Тем более что материалы рассылаются по строго определенным почтовым адресам – на места работы потенциальных покупателей.
Таким образом, затраты по проведению почтовой рассылки информации рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей не могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли не зависимо от того, указывается ли на почтовом отправлении получатель - физическое лицо или нет.
Еще одним доказательством того, что расходы на адресную почтовую рассылку рекламной информации не могут быть отнесены к расходам для целей налогообложения прибыли, является п. 16 статьи 270 НК, согласно которому расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
В сумме расходов на почтовую рассылку рекламной информации организация должна признать постоянную разницу в сумме и в бухгалтерском учете отразить возникновение постоянного налогового обязательства.
Под постоянными разницами согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. №114н) понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, в частности, в результате непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;
Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
Постоянное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
В соответствии с договором ООО "ГАЛА" с рекламным агентством ООО "Прогресс" агентство осуществляет почтовую рассылку материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей. Стоимость услуг по рассылке составила 21240 рублей, включая НДС – 3240 рублей.
Организация-заказчик отразит в учете следующие бухгалтерские записи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Н. Афанасьева
УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ СИЛАМИ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Разделы:Налогообложение рекламы и рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности; Печатная реклама. Каталоги, буклеты, листовки, каталоги торгующих организаций. Рассылка рекламных материалов.; Рекламная деятельность
В соответствии с договором организация с рекламным агентством последнее осуществляет почтовую рассылку рекламной информации потенциальным покупателям.
Разъясним порядок бухгалтерского и налогового учета данной операции. На почтовом отправлении не указывается конкретный получатель - физическое лицо, а указывается только наименование организации.
Бухгалтерский учет расходов
Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров, включая коммерческие расходы, управленческие расходы и др.
В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. №94н) расходы на рекламные мероприятия, в том числе и произведенные в форме адресной почтовой рассылки, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
- Д 44 "Расходы на продажу" – К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - указывается договорная стоимость оказанных услуг.
Сумма налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленная рекламным агентством, отражается согласно Инструкции следующей проводкой:
- Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" – К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
- Д 68 "Расчеты по налогам и сборам" – К 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Налоговый учет расходов
Согласно пп. 28 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса (НК) для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (при этом учитываются положения п. 4 статьи 264 НК, в котором рассмотрены конкретные виды расходов на рекламу).
Для того чтобы определить, относятся ли расходы, понесенные организацией в рассматриваемом случае, к расходам на рекламу, следует определить, что же является рекламой.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" одним из главных признаков рекламы является то, что она адресована неопределенному кругу лиц.
То, что на почтовом отправлении отсутствует имя конкретного физического лица - получателя отправления, а указано только наименования организации, не может быть свидетельством того, что рекламная информация распространяется определенному кругу лиц. Тем более что материалы рассылаются по строго определенным почтовым адресам – на места работы потенциальных покупателей.
Таким образом, затраты по проведению почтовой рассылки информации рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей не могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли не зависимо от того, указывается ли на почтовом отправлении получатель - физическое лицо или нет.
Еще одним доказательством того, что расходы на адресную почтовую рассылку рекламной информации не могут быть отнесены к расходам для целей налогообложения прибыли, является п. 16 статьи 270 НК, согласно которому расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Порядок учета
В сумме расходов на почтовую рассылку рекламной информации организация должна признать постоянную разницу в сумме и в бухгалтерском учете отразить возникновение постоянного налогового обязательства.
Под постоянными разницами согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. №114н) понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, в частности, в результате непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;
Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
Постоянное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
- Д 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство (актив)" – К 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Пример учета
В соответствии с договором ООО "ГАЛА" с рекламным агентством ООО "Прогресс" агентство осуществляет почтовую рассылку материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей. Стоимость услуг по рассылке составила 21240 рублей, включая НДС – 3240 рублей.
Организация-заказчик отразит в учете следующие бухгалтерские записи:
- 1. Отражение затрат, понесенных ООО "ГАЛА", по проведению адресной почтовой рассылки:
- Д 44 "Расходы на продажу" – К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
21240 – 3240 = 18000 руб.
- 2. Отражение ООО "ГАЛА" НДС на проведение почтовой рассылки:
- Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" – К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
3240 руб.
- 3. Зачет НДС:
- Д 68 "Расчеты по налогам и сборам" – К 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям":
3240 руб.
- 4. Отражение ООО "ГАЛА" постоянного налогового обязательства:
- Д 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство (актив)" – К 68 "Расчеты по налогам и сборам":
18000 × 24% = 4320 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)