Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2011 N 09АП-31345/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-55879/10-130-323

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2011 г. N 09АП-31345/2010-АК

Дело N А40-55879/10-130-323

Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2011
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей Поташовой Ж.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Национальный банк "ТРАСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010 по делу N А40-55879/10-130-323 судьи Кононовой И.А.,
по заявлению ОАО Национальный банк "ТРАСТ"
к Московскому УФАС России
третье лицо: Сахалинское УФАС России
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- представителя заявителя Самойлова М.Н. по доверенности от 12.05.2010 N 385/2010, паспорт <...>;
- представителя ответчика Нарышкиной М.В. по доверенности от 31.12.2010 N 8-17, паспорт <...>;
- представитель третьего лица не явился, извещен,
установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО Национальный банк "ТРАСТ" о признании незаконным и отмене решения Московского УФАС России от 09.02.2010 N 8-8-168/09.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что наружная реклама "Национальный банк ТРАСТ" на территории Сахалинской области правомерно признана ненадлежащей, так как она размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить. При этом податель жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо поддержало решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, при этом через канцелярию суда от Сахалинского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы, представителя ответчика, просившего оставить решение без изменения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что решением от 09.02.2010 по делу N 8-8-168/09 Московским УФАС России признана ненадлежащей наружная реклама НБ "ТРАСТ" (ОАО) "Национальный банк ТРАСТ" ПРОЦЕНТ - БУДЬ ЗДОРОВ! ВКЛАДЫ ДО 18%" Досрочно снял - процент не потерял", размещенная в городе Южно-Сахалинск. Принятие указанного решения мотивировано тем, что при размещении наружной рекламы заявителем нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на имеющих значение для дела фактических обстоятельствах, установленных судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Как усматривается из материалов дела, антимонопольным органом установлено, что сумма доходов, которые получат потребители, при размещении денежных средств на рекламируемом вкладе - "ПОЧЕТНЫЙ КЛИЕНТ" в НБ "ТРАСТ" (ОАО) с годовой процентной ставкой "ДО 18%", формируется из суммы денежных средств, которую внесет вкладчик (от 3000 рублей РФ, 100 долларов США, 100 евро; для процентной ставки 18% - 15 000 000 рублей РФ), срока вклада (от 31 до 1096 дней: для процентной ставки 18% - от 733 до 1096 дней), валюты вклада (рубль РФ, доллар США; для процентной ставки 18% - рубль РФ). В случае досрочного востребования вкладчиком суммы вклада или его части, проценты по вкладу начисляются и уплачиваются по специальной ставке, зависящей от срока хранения средств во вкладе. Размер процентной ставки досрочного востребования отдельно установлен НБ "ТРАСТ" (ОАО).
В наружной рекламе "Национальный банк ТРАСТ" ПРОЦЕНТ - БУДЬ ЗДОРОВ! ВКЛАДЫ ДО 18%" Досрочно снял - процент не потерял" финансовой услуги НБ "ТРАСТ" (ОАО) - вклада "ПОЧЕТНЫЙ КЛИЕНТ" указаны условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемой услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся рекламируемой услугой лица, а именно, указана максимальная процентная ставка по рекламируемому вкладу "ДО 18%".
В указанной наружной рекламе информация о максимальной процентной ставке "ДО 18%" выделена цветом и штифтом большого размера, информация об иных существенных условиях рекламируемого вклада - "ПОЧЕТНЫЙ КЛИЕНТ" представлена мелким, трудночитаемым шрифтом, и занимает менее 5% от площади рекламы (Акт Московского УФАС России от 25.12.2009), что не позволяет потребителю рекламы прочесть воспринять указанную информацию.
Информация об условиях рекламируемого вклада, а именно: относительно валюты вклада, о сроке вклада, сумме вклада, размера процентной ставки при досрочном истребовании денежных средств - является существенной информацией, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым кредитом лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся рекламируемым кредитом лица.
Указанная в рекламе мелким шрифтом информация, не была доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги (банковского вклада) и возможностей ее получения.
Антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений, определяющих условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, помимо крупно указанной в рекламе максимальной процентной ставки "ДО 18%", форма предоставления иных существенных для потребителя рекламы сведений такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги, а именно, наименование юридического лица, оказывающего указанные в рекламе услуги.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ненадлежащая реклама представляет собой недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную и иную рекламу, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
Ненадлежащая реклама согласно названной статьи определяется как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае распространяемая НБ "ТРАСТ" (ОАО) реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. В данной рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя - "ДО 18%", но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Информация об условиях договора банковского вклада НБ "ТРАСТ" (ОАО) - "ПОЧЕТНЫЙ КЛИЕНТ", а именно: о сумме денежных средств, необходимых к размещению в НБ "ТРАСТ" (ОАО), сроке на который размещены денежные средства, валюты вклада, сведения о досрочном расторжении вклада и частичном снятии денежных средств - является существенной информацией, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица и определяющей ее фактическую стоимость.
Отсутствие существенной информации об условиях вклада приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
Указание НБ "ТРАСТ" (ОАО) в тексте рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге крупным шрифтом не может свидетельствовать о соблюдении им требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наружная реклама "Национальный банк ТРАСТ" на территории Сахалинской области правомерно признана ненадлежащей, так как в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010 по делу N А40-55879/10-130-323 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи:
Ж.В.ПОТАШОВА
Э.В.ЯКУТОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)