Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2009 N 06АП-870/2009 ПО ДЕЛУ N А73-1004/2009

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. N 06АП-870/2009


Резолютивная часть постановления от 25 марта 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного
заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит": Глухов С.А., представитель по дов. от 15.01.2009 б/н; Амяга А.А., представитель по дов. от 15.01.2009 б/н;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Автушко А.В., ведущ. спец.-эксперт по дов. от 19.03.2009 N 5/1321
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит"
на решение от 12 февраля 2009 года
по делу N А73-1004/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Зимин Е.В.
по заявлению кредитного потребительского кооператива граждан "Далькредит"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.01.2009 N 4

Кредитный потребительский кооператив граждан "Далькредит" (далее - КПКГ "Далькредит", кооператив) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по, Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 23.01.2009 N 4, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 12.02.2009 в удовлетворении заявленных требованиях обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, КПКГ "Далькредит" подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на его незаконность.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании с апелляционной жалобой общества не согласился, полностью поддержал отзыв на жалобу. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Частью 7 названной статьи определено, что не Допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации 0 рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в газете "Антенна" N 49 (709) за 1/7 декабря 2008 года на странице 31 отслежена реклама КПКГ "Далькредит" следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив граждан "Далькредит". Рождественская акция! С 1 ноября по 31 декабря на новые вклады до 2% в подарок. Сроки действия договоров 6 месяцев 16% годовых, 12 месяцев 18% годовых, 24 месяца 20% годовых. Сумма взноса от 30 000 рублей и более. Вступительный взнос - 10 рублей; паевый взнос - 50 рублей; займы без капитализации процентов, выдача процентов ежеквартально или по окончании срока договора. Займы не пополняемые. В случае досрочного возврата займа по требованию пайщика, ранее начисленные проценты пересчитываются по ставке 0,25% годовых, а ранее выплаченные суммы процентов сверх перечисленных взыскиваются с суммы остатка займа. Договоры не пролонгируются, при окончании срока договора, заем автоматически переводится на ставку "до востребования" с начислением процентов 0,25% годовых. Хабаровск, ул. Л.Толстого, 22, оф. 304 (Дворец профсоюзов). Тел.: 31-09-57, 31-34-40".
Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении кооперативом требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно, в указанной рекламе кооператива отсутствует информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми.
Хабаровским УФАС России в отношении КПКГ "Далькредит" по факту размещения указанной рекламы было возбуждено административное производство, результатом которого явилось оспариваемое по настоящему делу постановление от 23.01.2009 N 4. Данным постановлением кооператив привлечен к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Отказывая кооперативу в удовлетворении требования о признании недействительным постановления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что реклама является ненадлежащей, так как в ней отсутствует часть существенной информация о том, что услугами, указанными в рекламе, могут воспользоваться только члены кооператива.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее - Закон N 117-ФЗ) кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
Статья 15 Закона N 117-ФЗ устанавливает договорный порядок передачи личных сбережений пайщиков кредитному потребительскому кооперативу граждан в пользование. Сторонами договора являются кооператив и его пайщик.
Средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива (пункт 1 статьи 17 Закона N 117-ФЗ).
Согласно статье 19 Закона N 117-ФЗ кредитный потребительский кооператив граждан не вправе выдавать займы гражданам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива граждан.
Из содержания спорной рекламы следует, что КПКГ "Далькредит" выдает займы и принимает вклады.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, что является нарушением пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Следовательно, Хабаровским УФАС России правомерно произведено привлечение КПКГ "Далькредит" к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что в рекламе представлена вся существенная информация, определенная Законом о рекламе, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Информация является существенной в случае, если она каким-то образом может повлиять на принятие решения при выборе услуги. Потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести услугу с наличием определенных качеств по конкретным условиям, указанным в рекламе. Несообщение части информации создает неверное впечатление о рекламируемой услуге.
Таким образом, сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.
Указание в рекламе информации о том, что услугами могут воспользоваться только члены кооператива (пайщики), является для КПКГ "Далькредит" обязательным в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Довод КПКГ "Далькредит" о том, что о возможности воспользоваться сберегательными программами только членами кооператива потенциальному потребителю должно стать известно из самого наименования рекламодателя как кредитного потребительского кооператива граждан, а также из упоминаемых в рекламе терминов "вступительный взнос", "пай", подлежит отклонению судом в связи с тем, что данный довод основан на предположении, в том числе на предположении о том, что потенциальные потребители рекламы имеют специальное образование, дающее им знания вышеуказанных терминов.
Ссылки кооператива на справку специалиста от 24.03.2009, согласно которой информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми, в тексте рекламы присутствует, однако не в развернутом виде, так же не могут быть приняты во внимание.
Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предусмотрено использование в процессе доказывания такой формы как заключение специалиста. Статьей 82 АПК РФ предусмотрено назначение экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний. Между тем вопрос соответствия содержания рекламного текста требованиям Закона о рекламе не требует специальных познаний, а является вопросом правоприменения.
При этом, как указано выше, наличие в рекламе всей существенной информации об условиях приобретения товара, во избежание введения в заблуждение потребителей рекламы прямо предусмотрено законом для оценки ее как надлежащей.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 февраля 2009 года по делу N А73-1004/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)