Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2009 ПО ДЕЛУ N А63-2598/2009-С6-25

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2009 г. по делу N А63-2598/2009-С6-25


Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Бобровой В.А. и Зорина Л.В. при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Силичева М.В. (доверенность от 08.12.2009), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дорожная служба", извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная служба" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2009 (судья Зорин В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 (судьи Винокурова Н.В., Жуков Е.В., Казакова Г.В.) по делу N А63-2598/2009-С6-25, установил следующее.
ООО "Дорожная служба" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 03.03.2009 N 13.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение вынесено на законных основаниях, поскольку общество является распространителем ненадлежащей рекламы.




В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, суд необоснованно не применил пункт 1 части 7 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления 03.03.2009 сотрудниками антимонопольного органа государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов выявлены объекты наружной рекламы, распространение которой не отвечает требованиям Закона:
- - на дорожно-указательном знаке системы маршрутного ориентирования водителей на пересечении улиц Ленина - Р. Люксембург в г. Ставрополе размещена информация о бутике сигар и спиртных напитков. В данной информации содержится фирменный логотип "XO", используемый на алкогольной и табачной продукции, указатель направления движения адрес контактный телефон. Дорожно-указательный знак находится на расстоянии менее ста метров от учебно-образовательного учреждения;
- - на дорожно-указательном знаке системы маршрутного ориентирования водителей по улице Л. Толстого в г. Ставрополе размещена информация о торговом центре "METRO". В данной информации содержится название торгового центра и указатель направления движения;
- - на дорожно-указательном знаке системы маршрутного ориентирования водителей на пересечении улиц Ленина - Л. Толстого в г. Ставрополе размещена реклама следующего содержания: "размещение информации на дорожных указателях телефон 36-96-50".
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю 03.02.2009 возбудило дело N 13 по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Дорожная служба". По результатам рассмотрения дела N 13 общество признано нарушившим пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 5 части 2 статьи 21, пункт 6 части 2 статьи 21, пункт 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), а распространенная реклама - ненадлежащей по причине ее несоответствия действующему законодательству. Обществу выдано предписание от 03.03.2009 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Общие требования к рекламе закреплены в статье 5 Закона N 38-ФЗ, а специальные - в иных статьях Закона. Вместе с тем в статье 19 Закона определен не только порядок установки рекламных конструкций, но также предусмотрены требования к наружной рекламе.
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается (часть 3 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Суды обоснованно установили статус заявителя как рекламораспространителя.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам отнесены информационные знаки, в том числе знаки индивидуального проектирования 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12 (раздел 6 приложения 1 к Правилам).
В нарушение вышеперечисленных требований Закона N 38-ФЗ во всех случаях, отраженных в документах, составленных по итогам проверки, реклама размещена на дорожно-указательных знаках системы маршрутного ориентирования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 Закона N 38-ФЗ реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В силу пункта 6 части 2 статьи 21 Закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В ходе проверки антимонопольный орган выявил и документально зафиксировал, что общество, разместив на дорожном знаке информацию о бутике сигар и спиртных напитков, допустило распространение рекламы алкогольной и табачной продукции и не предприняло необходимых и достаточных мер по недопущению такого распространения при наличии реальной возможности. Кроме того, указанная реклама была расположена на расстоянии менее ста метров от учебно-образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что общество является рекламораспространителем ненадлежащей рекламы, в том числе, алкогольной продукции и его действия нарушают положения пункта 3 части 4 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 23 Закона N 38-ФЗ.
В кассационной жалобе общество не привело доводов, влекущих отмену судебных актов. Довод о том, что по выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства ранее было принято решение заинтересованного лица, рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольскому краю от 13.08.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А63-2598/2009-С6-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи
В.А.БОБРОВА
Л.В.ЗОРИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)