Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2007 ПО ДЕЛУ N А64-5521/06-16

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2007 г. по делу N А64-5521/06-16


Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2007.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2007.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу КПКГ Л. на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2006 года по делу N А64-5521/06-16,
установил:

кредитный потребительский кооператив граждан Л. /далее - КПКГ Л., Кооператив/ обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Тамбовской области о признании недействительным и отмене постановления N 23-А от 19.09.06 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Решением от 13.11.2006 г. Арбитражный суд Тамбовской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением КПКГ Л. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь при этом на нарушение норм материального права.
Ответчик УФАС по Тамбовской области доводы апелляционной жалобы оспорил по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.03.07 г.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств, 16.08.06 г. в период с 14-00 до 15-00 час. на телеканале "Россия" в рекламном блоке "Вести-Тамбов" КПКГ Л. разместил рекламу следующего содержания "Теперь я знаю, где работают мои деньги. Кредитный потребительский кооператив граждан Л.".
Надежные вклады от населения под высокие проценты. Стань членом кооператива и получи высокий годовой доход, ул. Э., д. N тел. N, N". Посчитав данную рекламу ненадлежащей, административный орган - УФАС по Тамбовской области провел административное расследование, по результатам составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, на основании которого 19.09.06 г. вынесено постановление N 23-А о привлечении КПКГ Л. к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Кооператива признаков правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ и доказанности вины КПКГ Л. в инкриминируемом правонарушении.
Апелляционная инстанция находит выводы суда области обоснованными, а решение законным.
В соответствии со ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе /ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы/ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.06 г. "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Частью 7 названной статьи предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу части 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" КПКГ - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившихся для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
Целью деятельности КПКГ является удовлетворение потребности в финансовой взаимопомощи добровольно объединившихся граждан - пайщиков /п. 1 ст. 4 Закона N 117-ФЗ/. Основная деятельность КПКГ - организация финансовой взаимопомощи - не является ни финансовым посредничеством, ни финансовой услугой.
Основными направлениями деятельности КПКГ являются предоставление различного рода займов и принятие на сбережение свободных денежных средств пайщиков.
Исходя из смысла ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 г. N 117-ФЗ члены КПКГ имеют право передавать на основании договора личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи КПКГ и получать компенсацию за использование своих личных сбережений в целях осуществления финансовой взаимопомощи.
Из текста же распространенной заявителем рекламы следует, что кооператив привлекает вклады населения, что противоречит положениям Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что привлечение денежных средств во вклады /как указано в рекламном объявлении/ в соответствии с вышеназванным Законом является банковской операцией, которые вправе осуществлять только банковские организации при наличии лицензии.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Таким образом, правильно установлено, что в распространенной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно - о том, что кооператив принимает личные сбережения граждан - членов кооператива в займы. При этом отсутствие данной информации искажает смысл рекламной информации, что вводит в заблуждение потребителя, поскольку последний воспринимает рекламу в целом, а не отдельные термины рекламируемого.
В рекламе отсутствуют сведения о вложении имущества граждан - членов кооператива для целей обусловленных учредительными документами кооператива.
В апелляционной жалобе кооператив ссылается на то, что понятие вклад является более широким и предусматривает вклады не только в банки, но и уставные капиталы, вклады в общее имущество, вклады по договору о совместной деятельности. Однако, из текста рекламного объявления усматривается, что вклады подразумевают получение по ним процентов, что противоречит смыслу вышеназванных понятий.
Согласно статье 3 Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан" под личными сбережениями понимаются денежные средства, переданные членом кредитного потребительского кооператива граждан кредитному потребительскому кооперативу граждан на основании договора для использования в соответствии с целями деятельности кредитно-потребительского кооператива граждан.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан" передача личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу граждан осуществляется на основании договора, заключаемого между кредитным потребительским кооперативом граждан и его членом в письменной форме. Несоблюдение письменной формы указанного договора влечет за собой его недействительность.
Устав КПКГ Л. содержит положения об условиях и порядке предоставления займов членам кооператива. Положений, предусматривающих возможность вкладов населения данный устав не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распространяемая КПКГ Л. реклама является ненадлежащей, не соответствует требованиям ч. ч. 7, 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
При таких условиях оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически повторяют доводы заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, при принятии решения учтены все фактические обстоятельства дела, судом дана правильная оценка представленным доказательствам и заявлениям лиц, участвующих в деле, в т.ч. заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции сделаны на основании полного, объективного и всестороннего исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области, принятое по данному делу 13.11.06 г. отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266 - 268, ч. 1 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13 ноября 2006 года по делу N А64-5521/06-16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)