Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2011 ПО ДЕЛУ N А06-2667/2011

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу N А06-2667/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
от общества с ограниченной ответственностью многопрофильная производственно-коммерческая фирма "Техсервис" - Авдеева Е.А. по доверенности N 376л от 11.08.2011 г.,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Луковкина И.В. по доверенности N 4 от 11.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью многопрофильная производственно-коммерческая фирма "Техсервис" (Астраханская область, Приволжский район, с. Кулаковка)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 10 августа 2011 года
по делу N А06-2667/2011, принятое судьей Негеревым С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью многопрофильная производственно-коммерческая фирма "Техсервис" (Астраханская область, Приволжский район, с. Кулаковка)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Решением арбитражного суда Астраханской области от 10.08.2011 г. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью многопрофильная производственно-коммерческая фирма "Техсервис" (далее - ООО МПКФ "Техсервис", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган, Управление) от 11.04.2011 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 03-АД(Р)-05-11, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Астраханской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в периодическом печатном издании "Комсомолец Каспия" от 11.08.2010 N 63 (6604) на странице 8 размещена реклама следующего содержания: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ
Мы предлагаем:
1. Выезд специалистов на дом.
2. Эвакуатор.
3. Снятие автомобиля с учета в ГАИ для утилизации.
4. Выписка свидетельств по утилизации.
5. Приемка автомобиля на утилизацию на месте.
Позвони и тебе обменяют старый автомобиль на новый! Компания Техсервис LADA ул. Лесная 24, ул. 5-ая Керченская 4а (район ул. Рождественского) тел: 39-35-14, 39-35-15, тел: 56-03-56, 50-66-66".
01.02.2011 г. по результатам рассмотрения Комиссией УФАС России по Астраханской области дела N 94-Р-05-10, возбужденного в связи с распространением указанной рекламы, принято решение, которым и реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Обществу выдано предписание о прекращении нарушения действующего законодательства и материалы дела переданы для возбуждения дела об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
03.03.2011 г. антимонопольным органом в отношении ООО МПКФ "Техсервис" составлен протокол об административном правонарушении N 03-АД(Р)-05-11.
Постановлением УФАС России по Астраханской области от 11.04.2011 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 03-АД(Р)-05-11 ООО МПКФ "Техсервис" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО МПКФ "Техсервис" оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что событие правонарушения подтверждено материалами дела, в связи с чем, антимонопольным органом ООО МПКФ "Техсервис" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространенная Обществом реклама направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, рекламодателем и рекламопроизводителем оспариваемой рекламы является ООО МПКФ "Техсервис".
В рекламе указано: "Государственная программа утилизации...Позвони, и тебе обменяют старый автомобиль на новый".
Из текстового и графического содержания оспариваемой рекламы следует, что лицам, позвонившим по указанным в рекламе телефонам, старый автомобиль обменяют на новый.
Порядком проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 14.01.2010 года N 8, предусмотрено, что не любой "старый автомобиль" сдается на пункт утилизации, а только при соблюдении определенных условий (полная масса менее 3,5 тонн, возраст более 10 лет, находилось у последнего собственника не менее года); государственной программой утилизации предусмотрен не обмен "старого автомобиля", а только получение скидки в размере 50 000 рублей при покупке нового автомобиля; для получения скидки, собственник "старого автомобиля" должен представить в торговую организацию определенный перечень документов, при этом его затраты на доставку в торговую организацию "старого автомобиля" из средств федерального бюджета не возмещаются.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенное, пришел к правильному выводу о том, что указанная информация об условиях участия в государственной программе утилизации, порядке приобретения нового транспортного средства является для потребителей существенной, поскольку только при соблюдении таких условий и порядка они смогут приобрести даже не "новый автомобиль", а только скидку при приобретении нового автомобиля по программе утилизации.
Отсутствие в рекламе вышеуказанных сведений искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение относительно порядка получения нового автомобиля.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что после звонка потребителя по указанным в рекламе телефонам, ему могли только разъяснить порядок утилизации и порядок получения скидки для приобретения нового автомобиля.
Следовательно, смысл рекламы искажен и вводит потребителя в заблуждение, так как последствием "Позвони" является не "обмен старого автомобиля на новый", а предоставление информации об условиях и порядке утилизации "старого автомобиля" с получением скидки в 50.000 рублей при приобретении нового автомобиля на определенных условиях.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемая реклама не соответствует ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недобросовестности и недостоверности рекламы ООО МПКФ "Техсервис".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении антимонопольным органом установленного нормами КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что реклама является информацией об участии Общества в "программе утилизации, которая была широко освещена в федеральных средствах массовой информации, а также в видео- и аудио-рекламе на телеканалах и радиостанциях, однако доказательств поступления жалоб от граждан Управлением не представлено.
Указанные доводы Общества судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).
Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об объекте рекламирования при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов и официальной информации.
Поступление жалоб в Управление не является необходимым условием для признания рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на заключение специалиста-лингвиста Паршиной О.А. Однако суд апелляционной инстанции считает, что указанное заключение не может служить доказательством по делу и не имеет существенного значения для разрешения дела, поскольку реклама не содержит каких-либо иностранных или непонятных потребителю слов, конструкций, которые требуют разъяснений лингвиста.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 10 августа 2011 года по делу N А06-2667/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)