Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А53-3769/2012

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



\nosupersub\ul0

\nosupersub\ul0ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0ПОСТАНОВЛЕНИЕ
\nosupersub\ul0от 18 декабря 2012 г. по делу N А53-3769/2012
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 г.
\nosupersub\ul0Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 г.
\nosupersub\ul0Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества "Связной Логистика" (ИНН 7703567318, ОГРН 1057748731336), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОРГН 1026103173172), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Связной Логистика" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2012 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-3769/2012, установил следующее.
\nosupersub\ul0ЗАО "Связной Логистика" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 10.10.2011.
\nosupersub\ul0Решением суда от 29.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2012, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды пришли к выводу, что управление доказало нарушение обществом при размещении рекламы частей 3, 7 статьи 5 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
\nosupersub\ul0В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, полагая, что управление в оспариваемом решении не привело критерии, на основании которых проведен анализ восприятия текста рекламы с точки зрения рядового потребителя, поэтому суд первой инстанции необоснованно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о проведении соответствующей экспертизы. По мнению общества, управление превысило предоставленные ему Федеральной антимонопольной службой полномочия. Суд первой инстанции неправомерно возложил на общество обязанность по доказыванию незаконности оспариваемого решения управления.
\nosupersub\ul0В отзыве на жалобу управление просить оставить судебные акты без изменения.
\nosupersub\ul0Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
\nosupersub\ul0Как видно из материалов дела, 11.12.2010 в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства о рекламе управление установило, что на территории г. Ростова-на-Дону, район Каменки на щите наружной рекламы размером 3 х 6 м размещалась реклама следующего содержания "HTC Дари сейчас - плати потом. Смартфон HTC Desire. Яркий экран 3,7 дюйма. ОС Android 2.2 с интерфейсом HTC Sense. Мощный 1 ГГц 0%. 0% КРЕДИТ 6 месяцев без переплаты. 23990.- 8 800 7 000 777. www.svyaznoy.ru. Связной". Вертикально снизу вверх по отношению к данной надписи у левого края плаката мелким шрифтом на светлом фоне белыми буквами содержалась информация об условиях предоставления кредита. При этом шрифт, которым обозначена информация об условиях предоставления кредита, и шрифт текста рекламы, содержащий условия о предоставлении кредита, значительно отличаются по размеру. Рекламодателем является общество.
\nosupersub\ul0Решением от 10.10.2011 управление признало общество нарушившим части 3, 7 статьи 5 и части 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе. Предписание о прекращении нарушения не выдавалось в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.
\nosupersub\ul0Общество, полагая, что решение от 10.10.2011 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
\nosupersub\ul0В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Подпунктом 4 статьи 3 названного Закона установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
\nosupersub\ul0В силу части 1 статьи 5 названного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
\nosupersub\ul0Согласно части 3 статьи 5 закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе и о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
\nosupersub\ul0Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
\nosupersub\ul0В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В силу части 3 данной статьи, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
\nosupersub\ul0В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 Закона о рекламе.
\nosupersub\ul0Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что шрифт, стиль и метод написания информации, касающейся ставки банковского кредита и условий его предоставления, расположенной на наружной рекламе, которая направлена на импульсивное восприятие потребителем текста рекламы, не позволяют потребителю должным образом ознакомиться и правильно воспринять рекламную информацию. Реклама размещена обществом вдоль проезжей части, имеет ограниченное время считывания, размер шрифта, которым написана существенная информация о предоставлении банковского кредита, а также размещение ее белым цветом на светлом фоне, лишают возможности потребителей рекламы получить полный текст рекламной информации, делая доступным только основной текст "0% КРЕДИТ 6 месяцев без переплаты".
\nosupersub\ul0Суды пришли к обоснованному выводу о том, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).
\nosupersub\ul0При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что информация, указанная на рекламном щите мелким шрифтом, не доведена до потребителей надлежащим образом, в виду чего потребители вводились в заблуждение в отношении условий приобретения товара и услуги предоставления кредита. Формальное присутствие в рекламе условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие. Вывод судов о том, что реклама не соответствует требованиям законодательства о рекламе и вводит потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара, является правильным и соответствует установленным судами обстоятельствам дела. Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме представления сведений не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.
\nosupersub\ul0Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что суд неправомерно возложил на него бремя доказывания нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов, поскольку положения части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождают заявителя от доказывания нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом его прав и законных интересов.
\nosupersub\ul0Довод общества о превышении управлением полномочий при рассмотрении антимонопольного дела отклоняется в связи с тем, что Федеральная антимонопольная служба наделила управление полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении общества.
\nosupersub\ul0Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
\nosupersub\ul0Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0постановил:
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А53-3769/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
\nosupersub\ul0Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0Председательствующий
\nosupersub\ul0М.Г.КАЛАШНИКОВА
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0Судьи
\nosupersub\ul0Е.В.АНДРЕЕВА
\nosupersub\ul0А.В.ГИДАНКИНА
\nosupersub\ul0
\nosupersub\ul0













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)