Судебные решения, арбитраж
Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 октября 2000 г. Дело N КА-А40/4813-00
Институт международной торговли и права обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Территориального управления по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике от 2 марта 2000 года.
Решением суда от 20 июля 2000 года требования истца удовлетворены, оспариваемое решение ТУ по г. Москве и Московской области МАП РФ признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что суд неправильно применил абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе". Истец не подтвердил документально свои возможности по предоставлению "лучшего" высшего образования.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального права, нашел обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением по г. Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике НОУ "Институт международной торговли и права" признано нарушившим п. 3 ст. 5, абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе" и добровольно исправившим нарушение п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе". Вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 02.03.2000 N 5.
Согласно оспариваемому решению нарушение рекламного законодательства органы МАП РФ усматривают в размещении рекламного объявления НОУ "Институт международной торговли и права" в еженедельном справочнике "Куда пойти учиться" N 1 (191) от 5 января 2000 г., не содержащего номера лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере высшего образования, наименования органа, выдавшего эту лицензию, а также в использовании терминов в превосходной степени, путем употребления слова "лучшие" ("У нас есть все возможности дать Вам лучшее образование").
Признавая недействительными оспариваемые акты, суд исходил из того, что решение и предписание МАП РФ противоречат абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе", т.к. истец представил доказательства, свидетельствующие о достоверности рекламы.
Выводы суда ошибочны и связаны с неправильным применением норм материального права.
Согласно абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе" недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.
Как видно из материалов дела, НОУ "Институт международной торговли и права" разместил в еженедельном справочнике "Куда пойти учиться" рекламу: "У нас есть Все возможности дать Вам лучшее образование". В силу вышеуказанной нормы закона рекламодатель обязан доказать достоверность сведений, содержащихся в рекламном объявлении.
Вывод суда о достоверности сведений о лучшем высшем образовании основан на заключении N 18 от 20.06.97, данном городской службой лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педкадров и учащихся. Названным заключением указано, что школьное отделение ИМТП по итогам аттестации показало одни из лучших результатов среди школ г. Москвы по базовым показателям. Однако указанное заключение не может быть принято во внимание в качестве доказательства по данному делу, т.к. выдано оно школьному отделению ИМТП и свидетельствует об уровне школьного образования по состоянию на 27.03.97.
Таким образом, институт не представил суду надлежащих доказательств в подтверждение достоверности сведений рекламного объявления о возможности дать лучшее высшее образование.
Кроме того, истец как в исковом заявлении, так и в отзыве на кассационную жалобу не оспаривает того факта, что он не дает лучшее высшее образование, а лишь стремится к этому. Доводы истца сводятся к тому, что использованный термин "лучшее" относится к наличию возможностей и стремлению в будущем дать лучшее образование.
Однако информация, содержащаяся в рекламном объявлении, где содержатся сведения о трудоустройстве и рейтинге ВУЗа, свидетельствует о том, что институт на сегодняшний день дает "лучшее" образование.
Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Объявление НОУ "Институт международной торговли и права" не содержит сведений о лицензии, что является нарушением требований законодательства о рекламе.
В силу ст. 2 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований относительно ее содержания, времени, места и способа ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах комиссия МАП России пришла к правильному выводу о нарушении рекламодателем абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
Основания для признания оспариваемых актов незаконными не имеется.
Поскольку выводы суда о недействительности решения и предписания МАП РФ связаны с неправильным применением норм материального права, а имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для принятия нового решения, суд кассационной инстанции в пределах предоставленных ему ст. 175 АПК РФ полномочий счел возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2000 года по делу N А40-11164/00-111-135 отменить.
В удовлетворении исковых требований НОУ "Институт международной торговли и права" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2000 N КА-А40/4813-00
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 октября 2000 г. Дело N КА-А40/4813-00
Институт международной торговли и права обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Территориального управления по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике от 2 марта 2000 года.
Решением суда от 20 июля 2000 года требования истца удовлетворены, оспариваемое решение ТУ по г. Москве и Московской области МАП РФ признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что суд неправильно применил абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе". Истец не подтвердил документально свои возможности по предоставлению "лучшего" высшего образования.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального права, нашел обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением по г. Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике НОУ "Институт международной торговли и права" признано нарушившим п. 3 ст. 5, абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе" и добровольно исправившим нарушение п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе". Вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 02.03.2000 N 5.
Согласно оспариваемому решению нарушение рекламного законодательства органы МАП РФ усматривают в размещении рекламного объявления НОУ "Институт международной торговли и права" в еженедельном справочнике "Куда пойти учиться" N 1 (191) от 5 января 2000 г., не содержащего номера лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере высшего образования, наименования органа, выдавшего эту лицензию, а также в использовании терминов в превосходной степени, путем употребления слова "лучшие" ("У нас есть все возможности дать Вам лучшее образование").
Признавая недействительными оспариваемые акты, суд исходил из того, что решение и предписание МАП РФ противоречат абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе", т.к. истец представил доказательства, свидетельствующие о достоверности рекламы.
Выводы суда ошибочны и связаны с неправильным применением норм материального права.
Согласно абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе" недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.
Как видно из материалов дела, НОУ "Институт международной торговли и права" разместил в еженедельном справочнике "Куда пойти учиться" рекламу: "У нас есть Все возможности дать Вам лучшее образование". В силу вышеуказанной нормы закона рекламодатель обязан доказать достоверность сведений, содержащихся в рекламном объявлении.
Вывод суда о достоверности сведений о лучшем высшем образовании основан на заключении N 18 от 20.06.97, данном городской службой лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педкадров и учащихся. Названным заключением указано, что школьное отделение ИМТП по итогам аттестации показало одни из лучших результатов среди школ г. Москвы по базовым показателям. Однако указанное заключение не может быть принято во внимание в качестве доказательства по данному делу, т.к. выдано оно школьному отделению ИМТП и свидетельствует об уровне школьного образования по состоянию на 27.03.97.
Таким образом, институт не представил суду надлежащих доказательств в подтверждение достоверности сведений рекламного объявления о возможности дать лучшее высшее образование.
Кроме того, истец как в исковом заявлении, так и в отзыве на кассационную жалобу не оспаривает того факта, что он не дает лучшее высшее образование, а лишь стремится к этому. Доводы истца сводятся к тому, что использованный термин "лучшее" относится к наличию возможностей и стремлению в будущем дать лучшее образование.
Однако информация, содержащаяся в рекламном объявлении, где содержатся сведения о трудоустройстве и рейтинге ВУЗа, свидетельствует о том, что институт на сегодняшний день дает "лучшее" образование.
Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Объявление НОУ "Институт международной торговли и права" не содержит сведений о лицензии, что является нарушением требований законодательства о рекламе.
В силу ст. 2 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований относительно ее содержания, времени, места и способа ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах комиссия МАП России пришла к правильному выводу о нарушении рекламодателем абз. 15 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
Основания для признания оспариваемых актов незаконными не имеется.
Поскольку выводы суда о недействительности решения и предписания МАП РФ связаны с неправильным применением норм материального права, а имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для принятия нового решения, суд кассационной инстанции в пределах предоставленных ему ст. 175 АПК РФ полномочий счел возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2000 года по делу N А40-11164/00-111-135 отменить.
В удовлетворении исковых требований НОУ "Институт международной торговли и права" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)