Судебные решения, арбитраж
Реклама на транспорте; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
9 августа 2005 г. Дело N А40-31267/05-119-242
Резолютивная часть объявлена 9 августа 2005 года. Полный текст решения изготовлен 16 августа 2005 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи К.Р.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей К.Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению правительства города Москвы к Федеральной антимонопольной службе, 3-и лица - Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, ГУП "Московский метрополитен", ООО "ОЛИМП", о признании незаконными решения и предписания Комиссии ФАС от 26.04.2005 по делу N 1 08/75-05, при участии: от заявителя - Н.-В. по дов. от 16.06.2005 N 4-47-10281/5, от ответчика - М.О.Г., дов. от 13.05.2005 N ИА/6464, Д., дов. от 13.05.2005 N ИА/6469, Ю., дов. от 08.08.2005 N ИА/11421, от третьих лиц - от 1-го - М.С.В., дов. от 20.01.2005 N 3, от 2-го - К.Е.М., дов. от 07.07.2005 N 16-02/12, от 3-го - П., дов. от 03.06.2005,
Правительство города Москвы обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Федеральной антимонопольной службы по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 года и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2005 года.
В судебном разбирательстве объявлялся перерыв с 4 августа 2005 года до 9 августа 2005 года.
Представитель заявителя просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме в соответствии с доводами заявления. По мнению заявителя, вывод Комиссии ФАС России о нарушении Правительством Москвы прав хозяйственного ведения ГУП "Московский метрополитен" не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела. Спор о нарушении прав хозяйственного ведения между ГУП "Московский метрополитен" и Правительством Москвы отсутствует. Защита гражданских прав ГУП "Московский метрополитен" не входит в компетенцию ФАС России. ГУП "Московский метрополитен" согласовал постановление Правительства Москвы N 270-ПП, что подтверждает отсутствие нарушения его прав и ограничения его хозяйственной самостоятельности со стороны Правительства Москвы. Хозяйствующие субъекты - ЗАО "Метрореклама", ОАО "Рекламное агентство "Максима", ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп", ЗАО "ТВ-проект", являясь победителями конкурсов, состоявшихся в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.05.2002 N 378-ПП, обращались с просьбой к Мэру Москвы о предоставлении права на распространение рекламы на Московском метрополитене одной управляющей компании - ЗАО "Метрореклама". Впоследствии Правительство Москвы согласилось с предложением победителей конкурсов о создании ими другой управляющей компании ООО "ОЛИМП" (постановление N 270-1 ПП). ГУП "Московский метрополитен" мнение вышеуказанных хозяйствующих субъектов поддерживало (т. 1 л.д. 7 - 11, т. 2 л.д. 91 - 92).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по доводам заявителя и полагал, что Федеральная антимонопольная служба правомерно установила, что изданное Правительством г. Москвы Постановление N 270-ПП ограничивает самостоятельность ГУП "Московский метрополитен", создает дискриминационные (неравные) условия деятельности другим хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по размещению средств рекламы, по отношению к ООО "ОЛИМП", и имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по размещению средств рекламы в Московском метрополитене и ущемление прав других хозяйствующих субъектов (конкурентов ООО "Олимп"), оказывающих услуги по размещению средств рекламы. По мнению ответчика, законные и обоснованные акты антимонопольного органа не могут нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку такие акты направлены на пресечение нарушения антимонопольного законодательства (т. 2 л.д. 15 - 20).
На этих основаниях ответчик считает, что решение и предписание ФАС России от 26.04.2005 по делу N 1 08/75-05 являются законными, обоснованными, и не нарушают права и законные интересы заявителя, так как отсутствуют оба основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа власти недействительными.
Представители третьих лиц выступили в соответствии с доводами, приобщенными судом к материалам дела отзывов, и просили суд удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление - подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства решением от 26.04.2005 признала Правительство Москвы нарушившим п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), а именно, Правительство Москвы, постановлением от 27.04.2004 N 270-ПП "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене", обязало ГУП "Московский метрополитен" в приоритетном порядке заключить договор с ООО "ОЛИМП" без учета действующего законодательства, незаконно вмешиваясь в хозяйственную деятельность ГУП "Московский метрополитен" (т. 1 л.д. 19 - 20).
По мнению ответчика, указанное вмешательство привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по размещению средств рекламы, а именно: лишило ГУП "Московский метрополитен" законного права выбора контрагентов из числа конкурирующих хозяйствующих субъектов на наиболее выгодных для себя условиях; устранению конкуренции в части доступа других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по размещению средств рекламы в метрополитене города Москвы путем незаконного определения на этом рынке, единственным контрагентом ГУП "Московский метрополитен" - ООО "ОЛИМП" (т. 1 л.д. 12 - 16).
На основании указанного решения Комиссия ФАС России вынесла в отношении Правительства Москвы предписание об отмене п. п. 1, 2, 3, 4, 5 постановления от 27.04.2004 N 270-ПП "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене" (т. 1 л.д. 17 - 18).
Основанием для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства послужило обращение прокуратуры Московского метрополитена руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы г. Москвы Т. (т. 2 л.д. 59).
Спор возник из административных правоотношений об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа, который подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.
Оспариваемые ненормативные акты проверены судом в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 200 АПК РФ на наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемые ненормативные правовые акты государственного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иные ограничивающие конкуренцию действия.
Согласно подпункту 1 статьи 12 Закона антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых, принимать решения и выдавать предписания.
Подпункт 3 этой же статьи наделяет антимонопольный орган правом выдавать органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации обязательные для исполнения предписания, в т.ч. предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Судом установлено, что дело о нарушении статьи 7 Закона возбуждено и рассмотрено ФАС России в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Пунктом 1 статьи 11 Закона установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается, давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Таким образом, по мнению ответчика, заявитель своим постановлением от 27.04.2004 N 270-ПП дал хозяйствующему субъекту - ГУП "Московский метрополитен" - указание о приоритетном заключении договора на право размещения средств рекламы в метрополитене от 27 мая 2004 года без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что подобным приоритетом, установленным законом является пункт 1 статьи 421 ГК РФ согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ОЛИМП" письмом от 12.01.2004 исх. N 12 (т. 2 л.д. 13) обратилось к начальнику ГУП "Московский метрополитен" Г. с просьбой о рассмотрении проекта договора на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.
Согласно ответу на письмо от 29.01.2004 исх. N 273-1/04-1 ГУП "Московский метрополитен" выразило заинтересованность на заключение договора и предложило ООО "ОЛИМП" согласовать заключение договора с Правительством города Москвы для получения разрешения на заключение договора вне конкурса (т. 2 л.д. 14).
Из ответа Председателя Комитета по рекламе, информации и оформлению города Москвы Председателю Комиссии ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства К.А.Б. (т. 2 л.д. 58) следует, что в период с ноября 2003 года по 17 марта 2005 года обращений в Комитет по вопросу размещения рекламы в Московском метрополитене не поступало (т. 2 л.д. 58).
Хозяйствующие субъекты: ЗАО "Метрореклама", ОАО "Рекламное агентство "Максима", ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп", ЗАО "ТВ-Проект", являясь победителями конкурсов, состоявшихся в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.05.2002 N 378-ПП, обращались с просьбой к Мэру Москвы о предоставлении права на распространение рекламы на Московском метрополитене одной управляющей компании - ЗАО "Метрореклама" (т. 2 л.д. 60 - 61). Впоследствии Правительство Москвы согласилось с предложением победителей конкурсов о создании ими другой управляющей компании - ООО "Олимп" (постановление N 270-ПП). ГУП "Московский метрополитен" мнение вышеуказанных хозяйствующих субъектов поддерживал.
Кроме того, из материалов дела следует, что учредителями (участниками) ООО "ОЛИМП" в настоящее время являются ЗАО "МЕТРОРЕКЛАМА" с долей 29% от размера уставного капитала, ОАО "Рекламное агентство "Максима" с долей 2% от размера уставного капитала, ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп" с долей 50% от размера уставного капитала, ЗАО "ТВ-Проект" с долей 19% от размера уставного капитала.
Имущественный комплекс ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.02.1996 N 135 является собственностью города Москвы и возникло в результате преобразования муниципального предприятия "Московский метрополитен" на основании постановления Правительства Москвы от 04.10.1994 N 884. Согласно п. 4 указанного постановления Москомимуществу было поручено заключить с "Московским метрополитеном" контракт о закреплении за ним государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения.
В настоящее время между городом Москвой и ГУП "Московский метрополитен" действует договор от 19.06.2001 N 2677-р "О закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ГУП "Московский метрополитен".
Самостоятельное распоряжение ГУП "Московский метрополитен" государственным имуществом города Москвы в целях передачи прав на размещение объектов рекламы другим лицам договором не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе передавать другим лицам права пользования имуществом, оставаясь собственником и распоряжаться им иным способом.
Постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 N 270-ПП содержит разрешение ГУП "Московский метрополитен" заключить с ООО "ОЛИМП" договор на размещение средств рекламы в Московском метрополитене и полностью соответствует положениям п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Кроме того, постановление Правительства Москвы N 270-ПП от 27.04.2004 не является основанием для возникновения у ООО "Олимп" права на размещение средств рекламы в Московском метрополитене. Гражданские права и обязанности возникли у ООО "Олимп" согласно ст. 8 ГК РФ на основании договора на право размещения средств рекламы в метрополитене N 122/04 от 27 мая 2004 года с ГУП "Московский метрополитен" (т. 1 л.д. 21 - 24). Заявитель не усмотрел при его заключении нарушений антимонопольного законодательства.
Ссылка ответчика на постановление суда кассационной инстанции по делу N КА-А40/10643-03 не может быть принята судом во внимание, так как в рамках дела N КА-А40/10643-03 оспаривалось постановление Правительства Москвы N 714-ПП от 03.09.2002, которым отдельному хозяйствующему субъекту ГУП "Реклама на транспорте" были переданы исключительные права на производство, размещение и демонтаж рекламы на транспортных средствах предприятий, поименованных в указанном постановлении.
По рассматриваемому делу постановлением Правительства Москвы N 270-ПП от 27.04.2004 исключительные права ООО "ОЛИМП" не передавались, однако при этом ответчиком сделан вывод об устранении Правительством Москвы конкурентов в части доступа других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по размещению средств рекламы в метрополитене города Москвы путем определения единственным контрагентом ГУП "Московский метрополитен" - ООО "ОЛИМП".
Следовательно, издание Правительством Москвы постановления N 270-ПП от 27.04.2004 нельзя рассматривать как предоставление отдельному хозяйствующему субъекту преимущественного положения по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что оспариваемое решение не соответствует п. 1 ст. 7 Закона и нарушает права и законные интересы Правительства города Москвы по распоряжению имущественным комплексом, принадлежащим ему на праве собственности и находящимся на праве хозяйственного ведения у ГУП "Московский метрополитен".
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 26 апреля 2005 г. подлежит признанию незаконным в связи с тем, что вынесено на основании решения по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 г.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов судом учитывается то обстоятельство, что заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1 - 13, 15, 17, 27, 29, 64 - 68, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 189, 199 - 201 АПК РФ, суд
признать не соответствующими п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1993 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" решение Федеральной антимонопольной службы по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 года и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2005 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.08.2005, 16.08.2005 ПО ДЕЛУ N А40-31267/05-119-242
Разделы:Реклама на транспорте; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 августа 2005 г. Дело N А40-31267/05-119-242
Резолютивная часть объявлена 9 августа 2005 года. Полный текст решения изготовлен 16 августа 2005 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи К.Р.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей К.Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению правительства города Москвы к Федеральной антимонопольной службе, 3-и лица - Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, ГУП "Московский метрополитен", ООО "ОЛИМП", о признании незаконными решения и предписания Комиссии ФАС от 26.04.2005 по делу N 1 08/75-05, при участии: от заявителя - Н.-В. по дов. от 16.06.2005 N 4-47-10281/5, от ответчика - М.О.Г., дов. от 13.05.2005 N ИА/6464, Д., дов. от 13.05.2005 N ИА/6469, Ю., дов. от 08.08.2005 N ИА/11421, от третьих лиц - от 1-го - М.С.В., дов. от 20.01.2005 N 3, от 2-го - К.Е.М., дов. от 07.07.2005 N 16-02/12, от 3-го - П., дов. от 03.06.2005,
УСТАНОВИЛ:
Правительство города Москвы обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Федеральной антимонопольной службы по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 года и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2005 года.
В судебном разбирательстве объявлялся перерыв с 4 августа 2005 года до 9 августа 2005 года.
Представитель заявителя просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме в соответствии с доводами заявления. По мнению заявителя, вывод Комиссии ФАС России о нарушении Правительством Москвы прав хозяйственного ведения ГУП "Московский метрополитен" не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела. Спор о нарушении прав хозяйственного ведения между ГУП "Московский метрополитен" и Правительством Москвы отсутствует. Защита гражданских прав ГУП "Московский метрополитен" не входит в компетенцию ФАС России. ГУП "Московский метрополитен" согласовал постановление Правительства Москвы N 270-ПП, что подтверждает отсутствие нарушения его прав и ограничения его хозяйственной самостоятельности со стороны Правительства Москвы. Хозяйствующие субъекты - ЗАО "Метрореклама", ОАО "Рекламное агентство "Максима", ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп", ЗАО "ТВ-проект", являясь победителями конкурсов, состоявшихся в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.05.2002 N 378-ПП, обращались с просьбой к Мэру Москвы о предоставлении права на распространение рекламы на Московском метрополитене одной управляющей компании - ЗАО "Метрореклама". Впоследствии Правительство Москвы согласилось с предложением победителей конкурсов о создании ими другой управляющей компании ООО "ОЛИМП" (постановление N 270-1 ПП). ГУП "Московский метрополитен" мнение вышеуказанных хозяйствующих субъектов поддерживало (т. 1 л.д. 7 - 11, т. 2 л.д. 91 - 92).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по доводам заявителя и полагал, что Федеральная антимонопольная служба правомерно установила, что изданное Правительством г. Москвы Постановление N 270-ПП ограничивает самостоятельность ГУП "Московский метрополитен", создает дискриминационные (неравные) условия деятельности другим хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по размещению средств рекламы, по отношению к ООО "ОЛИМП", и имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по размещению средств рекламы в Московском метрополитене и ущемление прав других хозяйствующих субъектов (конкурентов ООО "Олимп"), оказывающих услуги по размещению средств рекламы. По мнению ответчика, законные и обоснованные акты антимонопольного органа не могут нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку такие акты направлены на пресечение нарушения антимонопольного законодательства (т. 2 л.д. 15 - 20).
На этих основаниях ответчик считает, что решение и предписание ФАС России от 26.04.2005 по делу N 1 08/75-05 являются законными, обоснованными, и не нарушают права и законные интересы заявителя, так как отсутствуют оба основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа власти недействительными.
Представители третьих лиц выступили в соответствии с доводами, приобщенными судом к материалам дела отзывов, и просили суд удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление - подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства решением от 26.04.2005 признала Правительство Москвы нарушившим п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), а именно, Правительство Москвы, постановлением от 27.04.2004 N 270-ПП "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене", обязало ГУП "Московский метрополитен" в приоритетном порядке заключить договор с ООО "ОЛИМП" без учета действующего законодательства, незаконно вмешиваясь в хозяйственную деятельность ГУП "Московский метрополитен" (т. 1 л.д. 19 - 20).
По мнению ответчика, указанное вмешательство привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по размещению средств рекламы, а именно: лишило ГУП "Московский метрополитен" законного права выбора контрагентов из числа конкурирующих хозяйствующих субъектов на наиболее выгодных для себя условиях; устранению конкуренции в части доступа других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по размещению средств рекламы в метрополитене города Москвы путем незаконного определения на этом рынке, единственным контрагентом ГУП "Московский метрополитен" - ООО "ОЛИМП" (т. 1 л.д. 12 - 16).
На основании указанного решения Комиссия ФАС России вынесла в отношении Правительства Москвы предписание об отмене п. п. 1, 2, 3, 4, 5 постановления от 27.04.2004 N 270-ПП "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене" (т. 1 л.д. 17 - 18).
Основанием для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства послужило обращение прокуратуры Московского метрополитена руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы г. Москвы Т. (т. 2 л.д. 59).
Спор возник из административных правоотношений об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа, который подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.
Оспариваемые ненормативные акты проверены судом в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 200 АПК РФ на наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемые ненормативные правовые акты государственного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иные ограничивающие конкуренцию действия.
Согласно подпункту 1 статьи 12 Закона антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых, принимать решения и выдавать предписания.
Подпункт 3 этой же статьи наделяет антимонопольный орган правом выдавать органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации обязательные для исполнения предписания, в т.ч. предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Судом установлено, что дело о нарушении статьи 7 Закона возбуждено и рассмотрено ФАС России в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Пунктом 1 статьи 11 Закона установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается, давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Таким образом, по мнению ответчика, заявитель своим постановлением от 27.04.2004 N 270-ПП дал хозяйствующему субъекту - ГУП "Московский метрополитен" - указание о приоритетном заключении договора на право размещения средств рекламы в метрополитене от 27 мая 2004 года без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что подобным приоритетом, установленным законом является пункт 1 статьи 421 ГК РФ согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ОЛИМП" письмом от 12.01.2004 исх. N 12 (т. 2 л.д. 13) обратилось к начальнику ГУП "Московский метрополитен" Г. с просьбой о рассмотрении проекта договора на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.
Согласно ответу на письмо от 29.01.2004 исх. N 273-1/04-1 ГУП "Московский метрополитен" выразило заинтересованность на заключение договора и предложило ООО "ОЛИМП" согласовать заключение договора с Правительством города Москвы для получения разрешения на заключение договора вне конкурса (т. 2 л.д. 14).
Из ответа Председателя Комитета по рекламе, информации и оформлению города Москвы Председателю Комиссии ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства К.А.Б. (т. 2 л.д. 58) следует, что в период с ноября 2003 года по 17 марта 2005 года обращений в Комитет по вопросу размещения рекламы в Московском метрополитене не поступало (т. 2 л.д. 58).
Хозяйствующие субъекты: ЗАО "Метрореклама", ОАО "Рекламное агентство "Максима", ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп", ЗАО "ТВ-Проект", являясь победителями конкурсов, состоявшихся в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.05.2002 N 378-ПП, обращались с просьбой к Мэру Москвы о предоставлении права на распространение рекламы на Московском метрополитене одной управляющей компании - ЗАО "Метрореклама" (т. 2 л.д. 60 - 61). Впоследствии Правительство Москвы согласилось с предложением победителей конкурсов о создании ими другой управляющей компании - ООО "Олимп" (постановление N 270-ПП). ГУП "Московский метрополитен" мнение вышеуказанных хозяйствующих субъектов поддерживал.
Кроме того, из материалов дела следует, что учредителями (участниками) ООО "ОЛИМП" в настоящее время являются ЗАО "МЕТРОРЕКЛАМА" с долей 29% от размера уставного капитала, ОАО "Рекламное агентство "Максима" с долей 2% от размера уставного капитала, ЗАО "Альмакор Эдвертайзинг Групп" с долей 50% от размера уставного капитала, ЗАО "ТВ-Проект" с долей 19% от размера уставного капитала.
Имущественный комплекс ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.02.1996 N 135 является собственностью города Москвы и возникло в результате преобразования муниципального предприятия "Московский метрополитен" на основании постановления Правительства Москвы от 04.10.1994 N 884. Согласно п. 4 указанного постановления Москомимуществу было поручено заключить с "Московским метрополитеном" контракт о закреплении за ним государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения.
В настоящее время между городом Москвой и ГУП "Московский метрополитен" действует договор от 19.06.2001 N 2677-р "О закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ГУП "Московский метрополитен".
Самостоятельное распоряжение ГУП "Московский метрополитен" государственным имуществом города Москвы в целях передачи прав на размещение объектов рекламы другим лицам договором не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе передавать другим лицам права пользования имуществом, оставаясь собственником и распоряжаться им иным способом.
Постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 N 270-ПП содержит разрешение ГУП "Московский метрополитен" заключить с ООО "ОЛИМП" договор на размещение средств рекламы в Московском метрополитене и полностью соответствует положениям п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Кроме того, постановление Правительства Москвы N 270-ПП от 27.04.2004 не является основанием для возникновения у ООО "Олимп" права на размещение средств рекламы в Московском метрополитене. Гражданские права и обязанности возникли у ООО "Олимп" согласно ст. 8 ГК РФ на основании договора на право размещения средств рекламы в метрополитене N 122/04 от 27 мая 2004 года с ГУП "Московский метрополитен" (т. 1 л.д. 21 - 24). Заявитель не усмотрел при его заключении нарушений антимонопольного законодательства.
Ссылка ответчика на постановление суда кассационной инстанции по делу N КА-А40/10643-03 не может быть принята судом во внимание, так как в рамках дела N КА-А40/10643-03 оспаривалось постановление Правительства Москвы N 714-ПП от 03.09.2002, которым отдельному хозяйствующему субъекту ГУП "Реклама на транспорте" были переданы исключительные права на производство, размещение и демонтаж рекламы на транспортных средствах предприятий, поименованных в указанном постановлении.
По рассматриваемому делу постановлением Правительства Москвы N 270-ПП от 27.04.2004 исключительные права ООО "ОЛИМП" не передавались, однако при этом ответчиком сделан вывод об устранении Правительством Москвы конкурентов в части доступа других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по размещению средств рекламы в метрополитене города Москвы путем определения единственным контрагентом ГУП "Московский метрополитен" - ООО "ОЛИМП".
Следовательно, издание Правительством Москвы постановления N 270-ПП от 27.04.2004 нельзя рассматривать как предоставление отдельному хозяйствующему субъекту преимущественного положения по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что оспариваемое решение не соответствует п. 1 ст. 7 Закона и нарушает права и законные интересы Правительства города Москвы по распоряжению имущественным комплексом, принадлежащим ему на праве собственности и находящимся на праве хозяйственного ведения у ГУП "Московский метрополитен".
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 26 апреля 2005 г. подлежит признанию незаконным в связи с тем, что вынесено на основании решения по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 г.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов судом учитывается то обстоятельство, что заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1 - 13, 15, 17, 27, 29, 64 - 68, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 189, 199 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать не соответствующими п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1993 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" решение Федеральной антимонопольной службы по делу N 1 08/75-05 от 26 апреля 2005 года и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2005 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)