Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2009 N Ф03-1805/2009 ПО ДЕЛУ N А73-1310/2009

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1805/2009



Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Азиатско-Тихоокеанский банк"
на решение от 05.03.2009
по делу N А73-1310/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению открытого акционерного общества "Азиатско-Тихоокеанский банк"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
Открытое акционерное общество "Азиатско-Тихоокеанский банк" (далее - ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", акционерное общество, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 29.12.2008 N 107 по делу об административном правонарушении, которым акционерное общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 05.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность факта вменяемого акционерному обществу административного правонарушения и правомерность привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой КоАП РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
В обоснование доводов, изложенных в кассационной жалобе, акционерное общество указывает на то, что на сегодняшний день в законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, отсутствует регламентация требований о длительности трансляции по телевидению условий депозита кредитных организаций, в связи с чем рекламодателю предоставляется право самостоятельного определения временного промежутка трансляции рекламных материалов.
В данном случае банк при трансляции рекламы воспользовался предоставленным действующим законодательством Российской Федерации правом выбора временных ограничений, что, по мнению акционерного общества, не подпадает под нарушение норм Федерального закона "О рекламе".
УФАС по Хабаровскому краю в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы акционерного общества, указывая на их несостоятельность, просили оставить оспариваемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Представитель ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседание суда кассационной инстанции не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя антимонопольного органа, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом в период с 08 по 14 декабря 2008 года на телевизионном канале "Первое краевое телевидение" отслежена реклама банковских вкладов ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", в которой содержалась:
- - звуковая информация: "Встречаем Новый год с Азиатско-Тихоокеанским банком. Открой вклад "Новогодний клад" до 31 января и получи высокий доход. Новый год с Азиатско-Тихоокеанским банком. Вкладчикам конфеты в подарок";
- - визуальная информация:
(крупным шрифтом) - "АТБ. Вклад "Новогодний клад" доход 13,69%.
(мелким шрифтом, в течение 3 секунд) - "При условии размещения денежных средств во вклад на срок 366 дней, с ежемесячной капитализацией процентов, без учета налога (НДФЛ)".
(мелким шрифтом, в течение 1 секунды) - "Вклад "Новогодний клад" Процентные ставки: 92 дня-12,7%, 182 дня-12,8%, 271 день-12,85%, 366 дней-12,9%. Минимальная сумма вклада - 5 000 руб., максимальная сумма вклада - не ограничена. Возможное пополнение вклада (минимальная сумма) - 1 000 руб., максимальная сумма пополнения не ограничена. Вклад непролонгируемый. Ежемесячное начисление процентов. Возможная выплата причисленных процентов ежемесячно. При досрочном отзыве вклада проценты уплачиваются по ставке вклада "Личный счет" исходя из фактического срока нахождения средств. Валюта - рубли.
Также в течение двух секунд демонстрируются условия акции.
По выявленному факту Управлением федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 17.12.2008 в отношении банка возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), 29.12.2008 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление N 107 о привлечении ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк"" к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, акционерное общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который при рассмотрении возникшего спора пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта административного правонарушения и вины акционерного общества в его совершении, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование требований банка и возражений на них антимонопольного органа.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от рекламы) влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке. Исходя из пункта 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 5 Закона N 38-ФЗ определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Частью 7 названной статьи определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что из содержания рекламного видеоролика ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", транслируемого на телевизионном канале "Первое краевое телевидение" в период с 08 по 14 декабря 2008 года следует, что процентная ставка по вкладу составляет 13,69% годовых. При этом в рекламе даны условия, влияющие на сумму доходов. Информация об оказанных условиях формально присутствует в рекламе, однако данные сведения транслируются короткое время (одна секунда), что не позволяет потребителю воспринимать информацию.
Проанализировав спорный рекламный видеоролик, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в нем отражены только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковских вкладов. Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой присутствовали, однако форма представления сведений (демонстрация в течение трех и одной секунды) не может быть воспринята потребителями с нормальным зрением и средней скоростью чтения. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу о нарушении акционерным обществом требований пункта 2 части 2 статьи 28 Закона N 38-ФЗ и о наличии в его действиях административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП, в связи с чем подлежат отклонению, направленные на переоценку исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 05.03.2009 по делу N А73-1310/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)