Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2010 ПО ДЕЛУ N А63-2245/2010

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2010 г. по делу N А63-2245/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Зорина Л.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр практической психологии М.П. Семенова "Вита"" - Кочнева С.С. (доверенность от 01.03.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Селичева М.В. (доверенность от 23.07.2010 N 05/4912), в отсутствие третьего лица - Управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр практической психологии М.П. Семенова "Вита"" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2010 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 (судьи Фриев А.Л., Джамбулатов С.И., Сулейманов З.М.) по делу N А63-2245/2010, установил следующее.
ООО "Центр практической психологии М.П. Семенова "Вита"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 03.03.2010 N 2 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Использованные в рекламе термины и выражения относятся к рекламе медицинских видов деятельности. У заявителя отсутствует разрешение (лицензия) на осуществление медицинских видов деятельности. Отсутствие в рекламе полной информации об оказываемых услугах и противопоказаниях к применению противоречит части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. Податель жалобы указывает, что аутогенное переключение не является медицинской деятельностью. Нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не допущено.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества и управления повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, рассмотрев заявление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ставропольскому краю, управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования (определение от 12.01.2010).
В ходе проведения административного расследования установлено, что обществом в рекламно-информационной бесплатной газете "ЭКСТРА" от 21.11.2009 N 44 размещена реклама следующего содержания: "Переключись в режим похудения! Аутогенное переключение 1 сеанс. ВИТА. ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС. www.vita-ap.ru. Для большинства худеющих главная проблема заключается в том, что организм как бы сопротивляется. Все дело в том, что предрасположенность к ожирению - это особое психофизиологическое состояние, при котором нейропсихологические механизмы, обеспечивающие энергетический баланс, настроены на накопление жира. Чтобы похудеть действительно, надо, прежде всего избавиться от этого болезнетворного настроя. Аутогенное переключение по С.П. Семенову. Психологическая скорая помощь по С.П. Семенову. Центр Практической психологии С.П. Семенова" ВИТА" из Санкт-Петербурга. Тел. в г. Ставрополе: 8-918-775-66-91, 41-11-40. Центральная регистратура с 9-00 до 20-00. 8-800-333-84-82 (звонок бесплатный). Аутогенное переключение - это не лечение, а эффективная психологическая помощь!".
17 февраля 2010 года управлением составлен протокол об административном правонарушении N 34. Постановлением от 03.03.2009 N 2 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей. Управление пришло к выводу о распространении обществом рекламы в газете "ЭКСТРА", содержащей признаки нарушения рекламного законодательства (части 7 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе").
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
Статья 14.3 Кодекса предусматривает ответственности за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 названного Закона). Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. На основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение, в том числе требований, установленных статьями 24 и 28 указанного Закона.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в описании рекламируемого метода (Аутогенное переключение по С.П. Семенову) указано, что причиной избыточного веса (предрасположенностью к ожирению) является болезнетворный настрой организма. "Предрасположенность к ожирению - это особое психофизиологическое состояние, при котором нейропсихологические механизмы, обеспечивающие энергетический баланс, настроены на накопление жира. Чтобы похудеть действительно, надо прежде всего избавиться от этого болезнетворного настроя. Аутогенное переключение - это не лечение, а эффективная психологическая помощь".
По пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем по приложению.
Согласно толковому словарю Ожегова С.И. термин "Аутогенный" - это метод психотерапии (аутогенная тренировка); (Spec.), основанный на самовнушении.
В соответствии с описанием изобретения к патенту Российской Федерации RU 2195330 С1 указанный способ лечения ожирения относится к области медицины, а именно психиатрии и психотерапии. В патенте описан поэтапный способ лечения.
Положением о лицензировании медицинской деятельности психотерапия отнесена к перечню работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности.
Суд на основе исследования использованных в рекламе терминов и выражений пришел к правильному выводу о необходимости их отнесения к рекламе медицинских видов деятельности.
Заявителем не представлено доказательств наличия у него разрешения (лицензии) на осуществление медицинских видов деятельности, между тем, в Уставе общества в качестве одного из видов деятельности приведено оказание медицинских услуг взрослому населению. Реклама услуг, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, не допускается (часть 7 статьи 7 Закона о рекламе).
При анализе анкеты общества (утверждена приказом Минздравсоцразвития России учетная формы N 025-ЦЗ/у - "Карта центра здоровья") суд установил, что помимо общих сведений в ней содержатся показатели состояния здоровья, факторы риска социально-значимых заболеваний, классификация артериальной гипертензии, расчет индекса массы тела. Оценка данных параметров в совокупности позволяет специалистам в области медицины дать оценку состояния здоровья клиента. Также в анкете указано на выявление возможных противопоказаний, о чем в рекламе аутогенного метода предполагаемые потребители не извещаются.
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (часть 7 статьи 24 Закона о рекламе). Законодатель устанавливает данное требование в отношении рекламы всех видов медицинских услуг без исключения.
Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Таким образом, распространяемая обществом реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства. Вывод судебных инстанций о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу N А63-2245/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА

Судьи
Л.В.ЗОРИН
В.Н.ЯЦЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)