Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2006 N 17АП-1939/06АК ПО ДЕЛУ N А71-6717/2006-А24

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 21 ноября 2006 г. Дело N 17АП-1939/06АК

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2006 по делу N А71-6717/2006-А24 по заявлению открытого акционерного общества к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Удмуртской Республике от 11.08.2006 N 75/06-АР-04 о наложении административного штрафа по ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2006 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания ввиду наличия обстоятельств, смягчающих ответственность; за совершенное правонарушение обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с жалобой в апелляционный суд, просит решение суда первой инстанции отменить, обществу в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению антимонопольного органа, применение в рассматриваемом случае обстоятельств, смягчающих ответственность, не является обоснованным.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает, что обстоятельства, смягчающие ответственность, учтены судом правомерно, подтверждаются бухгалтерскими балансами и отчетами о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2006 и 30.09.2006.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления ФАС России по Удмуртской Республике были обнаружены нарушения обществом законодательства о рекламе, допущенные им при размещении рекламы о проведении азартной игры "Большая дюжина" в журнале "Деловая репутация", N 13(202). Во-первых, в данной рекламе были использованы образы людей, чем нарушен абз. 6 п. 2 ст. 16.1 Федерального закона "О рекламе", во-вторых, в ней не было указано на ограничение участия в азартной игре несовершеннолетних лиц, чем нарушен абз. 5 п. 2 ст. 16.1.
Указанные нарушения нашли отражение в протоколе от 28.07.2006 N 75/2006-АР-04 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов по делу об административном правонарушении руководителем УФАС России принято постановление от 11.08.2006 N 75/06-АР-04 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере двух тысяч пятисот минимальных размеров оплаты труда, что составило 250000 руб.
Полагая, что постановление антимонопольного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления общество могло быть привлечено к ответственности лишь за нарушение абз. 6 п. 2 ст. 16.1 (использование в рекламе азартной игры образа людей), поскольку Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2006 года, требование по обязательному указанию на невозможность участия в азартной игре несовершеннолетних лиц (абз. 5 п. 2 ст. 16.1) было отменено. С учетом данного обстоятельства, а также тяжелого финансового положения общества (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ) суд произвел уменьшение взыскиваемого штрафа до 40000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда о невозможности привлечения общества к ответственности за нарушение абз. 5 п. 2 ст. 16.1 ошибочным. Однако это не привело к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) рекламодатель - это юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. Рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме. Ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании абз. 5 п. 2 ст. 16.1 Закона реклама о деятельности по проведению азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены.
На основании абз. 6 п. 2 ст. 16.1 Закона реклама о деятельности по проведению азартных игр не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что в номере 13(202) журнала "Деловая репутация" по заказу общества была размещена рекламная информация о телевизионной программе и игре "Большая дюжина" (л.д. 33-34). Из технического сценария данной телевизионной игры (приложение N 2 к договору) видно, что она является азартной и предусматривает, что в ней могут участвовать лица старше 18 лет. Однако при размещении рекламы в журнале на данное ограничение участия в азартной игре указано не было. Кроме того, в рекламе азартной игры были использованы образы людей - ведущих телевизионного шоу "Большая дюжина".
В ходе производства по административному делу было установлено, что текст рекламной информации, а также фотографии ведущих телевизионной программы были сделаны ОАО, издатель журнала - ООО - осуществил лишь редакционную правку предоставленных материалов.
Таким образом, обществом как рекламодателем и рекламопроизводителем было допущено нарушение требований закона к содержанию рекламы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
С принятием нового Федерального закона "О рекламе" ответственность за рассмотренные правонарушения отменена не была. Требование по ограничению на участие несовершеннолетних в азартных играх вытекает из следующих норм действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть при достижении восемнадцатилетнего возраста. С достижением совершеннолетия гражданское законодательство связывает способность граждан совершать разумные действия, сознавать значение своих действий и их последствий. Между тем, глава 58 ГК РФ устанавливает особый порядок, касающийся проведения азартных игр. Согласно ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с организацией игр или участием в них, судебной защите не подлежат. С учетом того, что несовершеннолетние граждане не обладают в полной мере способностью совершать разумные действия, осознавать риск своего участия в азартных играх и последствия такого участия, ОАО, размещая рекламу азартной игры "Большая Дюжина", обязано было указать в данной рекламе ограничения, установленные для несовершеннолетних.
Как на момент совершения правонарушения, так и на момент вынесения оспариваемого постановления действовали положения закона, в соответствии с которыми реклама основанных на риске игр, пари не должна обращаться к несовершеннолетним (п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ). Закрепление данного правила также направлено на исключение получения несовершеннолетними информации об азартных играх и на ограничение участия несовершеннолетних в любых видах азартных игр. Данное правило, а также запрет на умалчивание об ограничениях участия в азартных играх несовершеннолетних лиц (абз. 5 п. 2 ст. 16.1) не являются исключающими друг друга составами правонарушений.
Что касается уменьшения размера взыскиваемого штрафа ввиду наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, то данное решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1).
Представленной в материалах дела бухгалтерской отчетностью общества подтверждается, что по результатам деятельности за 1-е полугодие 2006 г. обществом был получен убыток в сумме 163 тыс. руб., к 30.09.2006 он увеличился и составил 198 тыс. руб. за год. Всего по результатам деятельности общества на 30.09.2006 его непокрытый убыток составляет 3317000 руб.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о тяжелом финансовом положении заявителя является правомерным.
Суд апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность, признает также осуществление обществом благотворительной и иной общественно полезной деятельности (л.д. 61-67).
Доводы апелляционной жалобы о том, что рассматриваемое по настоящему делу правонарушение не является единственным и обществом были допущены иные нарушения законодательства о рекламе, за которые оно привлечено к ответственности постановлениями от 11.08.2006 N 77/06-АР-04 и 05.09.2006 N 79/2006-АР-04, судом рассмотрены; в результате установлено следующее.
Из постановлений о привлечении к административной ответственности от 11.08.2006 N 77/06-АР-04 и 05.09.2006 N 79/2006-АР-04 следует, что иные нарушения законодательства о рекламе были допущены обществом также путем размещения в журнале рекламной информации о проведении телевизионной программы (игры) "Большая дюжина". При этом одна из реклам была размещена в журнале "Деловая репутация" N 14(203) от 24.04.2006, другая - в журнале "Удмуртская Республика БИЗНЕС ЖУРНАЛ" за май 2006 г. То есть все три нарушения были допущены обществом в рамках одной рекламной кампании и до возбуждения в отношении него любого из трех производств по делу об административном правонарушении.
В связи с этим общество нельзя признать злостным нарушителем, который продолжает совершать правонарушения, несмотря на соответствующие предупреждения уполномоченных органов.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что фактически общество совершило два самостоятельных состава правонарушения, в связи с чем не подлежат применению смягчающие ответственность обстоятельства, отклоняется, так как нарушение обществом двух норм закона произошло в результате совершения им одного правонарушения, которое квалифицируется по одной статье 14.3 КоАП РФ (ст. 4.4 Кодекса). Данное обстоятельство подлежит учету в совокупности с другими обстоятельствами, в частности с тем, что журнал как средство размещения рекламы имеет достаточно ограниченную "аудиторию". В связи с этим размещение ненадлежащей рекламы в журнале несет в себе меньшую общественную опасность, чем, например, ее показ по телевидению. Суд учитывает также отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в ст. 4.3 КоАП РФ. Заявитель апелляционной жалобы на их наличие также не ссылается. Следовательно, препятствий к назначению штрафа в минимальном размере у суда не имелось.
С учетом совокупности рассмотренных обстоятельств назначение обществу за рассматриваемое правонарушение штрафа в размере 40000 руб. (четырехсот минимальных размеров оплаты труда) является обоснованным. Решение суда первой инстанции соответствует закону и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2006 по делу N А71-6717/2006-А24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)