Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2008 N 17АП-5946/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-7727/2008

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2008 г. N 17АП-5946/2008-АК

Дело N А60-7727/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей: Нилоговой Т.С., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица ООО "Алкомаркет "Магнум-6" не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Булатовой Н.Е. не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО "Алкомаркет "Магнум-6"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30.06.2008 года
по делу N А60-7727/2008
принятое судьей Ворониным С.П.
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к ООО "Алкомаркет "Магнум-6", ИП Булатовой Н.Е.
о запрете распространения рекламы,
установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о запрете распространения предпринимателем Н.Е.Булатовой и ООО "Алкомаркет "Магнум-6" рекламы алкогольной продукции, размещаемой в витринах магазина "Алкомаркет "Магнум" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, 42, как не соответствующей требованиям п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Алкомаркет "Магнум-6" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь при этом на то, что выставленная в витринах магазина информация является лишь декором и обозначением профиля магазина и даже в случае признания данной информации в качестве рекламы, она размещена в магазине, осуществляющем розничную продажу алкогольной продукции, с использованием таких конструкций, использование которых не запрещено для рекламы алкогольной продукции.
Заявитель - Управление ФАС по Свердловской области и индивидуальный предприниматель Булатова Н.Е. письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Алкомаркет "Магнум-6" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии N 000920 от 30.06.2006 в помещении по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 42 (магазин "Алкомаркет "Магнум").
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области установлено, что в витринах (оконных проемах) данного магазина Общества расположена реклама алкогольной продукции - водки "Imperia", коньяка "Hennessy", вермута "Martini", виски "Grant's" с нарушениями требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", что послужило основанием для обращения антимонопольного органа в арбитражный суд с заявлением о запрете распространения этой рекламы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Алкомаркет "Магнум-6" и индивидуальный предприниматель Булатова Н.Е. являются лицами, распространяющими рекламу алкогольной продукции с нарушением требований Закона о рекламе.
Выводы суда являются верными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Целями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некоему объекту рекламирования (товару, средству его индивидуализации, изготовителю или продавцу товара, результату интеллектуальной деятельности либо мероприятию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях названного Закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и(или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона), а рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Статьей 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Реклама алкогольной продукции не должна также размещаться в детских образовательных, медицинских, санитарно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (п. 6 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе").
При этом под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая изготовлена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и(или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
В п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе определено, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого, в частности, запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
В ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе указано, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, частями 2-4 статьи 21 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе: выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1, 2 ст. 33 Закона о рекламе).
Как следует из материалов дела, в момент проведения антимонопольным органом проверочных мероприятий в витринах магазина "Алкомаркет "Магнум", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, 42, была размещена реклама алкогольной продукции, в том числе водки "Imperia", коньяка "Hennessy", вермута "Martini", виски "Grant's".
Указанная реклама размещена в нарушение статьи 21 Закона о рекламе, запрещающей размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.05.2008 г., к которому приложены фотографические снимки (л.д. 36-40). Факт наличия в момент проверок на витринах указанного магазина рекламы алкогольной продукции заинтересованными лицами не оспаривается.
Из представленного в материалы дела договора N 15-04 АМ-3 от 01.07.2006, заключенного между ООО "Алкомаркет "Магнум-6" (исполнитель) и ИП Булатовой (заказчик), следует, что общество предоставило предпринимателю место в витринах магазина для размещения рекламы алкогольной продукции (л.д. 17).
Между тем, возникшие из указанного договора между сторонами правоотношения не влекут временного отчуждения в пользу ИП Булатовой права пользования помещением или его частью. Поскольку общество осуществляет деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции, оно заинтересовано в распространении такой продукции, увеличении объема продаж, реклама распространяется в интересах данной организации. Таким образом, ненадлежащая реклама алкогольной продукции распространяется посредством совместных действий общества и индивидуального предпринимателя, следовательно, оба хозяйствующих субъекта несут ответственность за ее распространение.
Довод заявителя жалобы о том, что витрина магазина с изображением образцов алкогольной продукции используется не для рекламы, а для обозначения профиля магазина и элементов декора, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку согласно указанного выше договора N 15-04 АМ-3 место в витрине было предоставлено предпринимателю именно для размещения рекламной продукции.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии используемого способа распространения рекламы требованиям Закона о рекламе, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Закон о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы. Витрина магазина (оконный блок) с размещенным на ней рекламным плакатом, по мнению суда, отвечает понятию рекламной конструкции, является способом стабильного размещения рекламы.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы со ссылкой на п. 4 ст. 21 Закона о рекламе о том, что реклама алкогольной продукции допускается в организациях, осуществляющих продажу такой продукции, также судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Действие рекламы алкогольной продукции, распространяемой в организациях, осуществляющих ее продажу, должно быть направлено на узкий круг потребителей - покупателей этой продукции. Поскольку в настоящем случае реклама размещена в витринах магазина (оконных блоках), доступна для всеобщего обозрения, обращена к неопределенному кругу лиц, она является ненадлежащей, а действия по ее размещению - противоправными.
При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения, специфики объекта рекламирования, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, судебный запрет распространения рекламы алкогольной продукции в магазине "Алкомаркет "Магнум" является адекватной мерой, направленной на пресечение нарушений требований закона.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований антимонопольного органа о наложении запрета на распространение рекламы алкогольной продукции, осуществляемой ООО "Алкомаркет "Магнум-6" и ИП Булатовой в магазине по адресу: г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, 42, является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, удовлетворения требований апелляционной жалобы не имеется.
Иные положенные в основу апелляционной жалобы доводы подлежат отклонению по указанным выше мотивам.
Распределение расходов по госпошлине произведено арбитражным судом по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 г. по делу N А60-7727/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Алкомаркет "Магнум-6" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)