Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2010 ПО ДЕЛУ N А65-23865/2009

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. по делу N А65-23865/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009
по делу N А65-23865/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом Сити-Пресс", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2009 о наложении штрафа по делу N А159р/02,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Сити-Пресс" (далее - ООО "Издательский дом "Сити-Пресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 18 августа 2009 года о наложении штрафа по делу N А159р/02 об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства о рекламе.
Решением суда от 16 октября 2009 года заявление ООО "Издательский дом "Сити-Пресс" удовлетворено, оспариваемое постановление УФАС по Республике Татарстан о назначении ООО "Издательский дом "Сити-Пресс" административного наказания, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на том основании, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются услуги игорного заведения, при этом материалами дела не доказано, что для участия в игре требуется приобретение какого-либо товара, в связи с чем рекламируемая игра не может быть признана стимулирующим мероприятием в смысле, определенном законом.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2009 оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты антимонопольный орган просит их отменить, поскольку судами неправильно применены нормы материального права. Отмечается, что в данном случае имеет место азартная игра, стимулирующим фактором которой является приз в суперигре. Поэтому указанная информация о получении подарка должна содержать сведения в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ (далее - Закон "О рекламе").
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв до 10.03.2010 до 14 часов 00 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе антимонопольным органом был установлен факт размещения в рекламно-информационном журнале "Выбирай соблазны большого города. Казань", издатель "Издательский дом "Сити-пресс", N 21(90) 15 - 30 ноября 2008 года, на странице 1 следующего сообщения: "Игорные заведения ОРАКУЛ. Суперигра! Главный приз Audi А5. Финал 20 ноября. Стань властелином колец! Подробности суперигры, уточняйте у администрации игрового клуба "Оракул" и организаторов. Организатор суперигры - ООО "Роял Тайм", Казань пр. Амирхана, 1 б. Период - с 15 мая по 20 ноября. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, 5 тел: 8(843) 258-6-000, 8(83631) 6-28-10. Ждем дам и господ старше 18 лет. Официальный дилер Audi-АЦ Казань" (тираж 25 000 экземпляров).
По данному факту УФАС по Республике Татарстан 18 июня 2009 года вынесло определение о возбуждении дела N А159р/02 об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л. д. 110 - 112).
По результатам рассмотрения дела N А159р/02 06 августа 2009 года административный орган в отношении ООО "Издательский дом "Сити-Пресс" составил протокол об административном правонарушении N А159р/02 (т. 1, л. д. 98 - 100), на основании которого 18 августа 2009 года вынес постановление о наложении штрафа по делу N А159р/02 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ, в размере 40 000 руб. (т. 1, л. д. 5 - 8).
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В силу статьи 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Основанием для удовлетворения заявленных обществом требований послужило обстоятельство о недоказанности антимонопольным органом факта приобретения какого - либо товара для участия в игре, в связи с чем игра не может быть признана стимулирующим мероприятием в смысле статьи 9 Закона "О рекламе".
Указанный вывод является ошибочным, так как несмотря на то, что статьей 9 Закона "О рекламе" отдельно регламентированы требования к рекламе о проведении стимулирующей лотереи, нормы статьи 27 данного закона следует применять в корреспонденции и взаимосвязи со статьей 9 закона.
Часть 5 статьи 27 Закона "О рекламе" устанавливает требования к рекламе, основанных на риске игр, пари. Игорные заведения, проводя соответствующее мероприятие по сути должны руководствоваться статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что основанным на риске соглашением является договор об игре (лотерейный билет, жетон, квитанция, иной документ).
Из этого следует, что вступление участника в азартную игру признается заключением договора о проведении азартной игры, основной целью которого является получение выигрыша.
Предложение о заключении договора должно включать в себя условие о сроке проведения игр, порядок определения выигрыша и размер выигрыша. Данные условия договора являются существенными.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Учитывая, что Закон "О рекламе" существенным образом ужесточает требования к рекламной деятельности и в особенности мероприятий, основанных на риске игр или пари, отсутствие в рассматриваемой рекламе необходимых сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ. Обществом, как рекламораспространителем, не в полной мере раскрыта информация об условиях игры, что является недобросовестной рекламой.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться этой рекламой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А65-23865/2009 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Сити-Пресс" о признании незаконным и отмене постановления N А159р/02 от 18.08.2009 по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)