Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2009 N 09АП-2257/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-78682/08-154-561

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. N 09АП-2257/2009-АК

Дело N А40-78682/08-154-561

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой О.В.,
судей Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коваленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления ФАС по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2008 по делу N А40-78682/08-154-561 судьи Локайчук Т.М.
по заявлению ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда"
к УФАС по Москве
о признании незаконным постановления от 16.10.2008 N 92 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя) Адамов В.Н. уд. N 03/09 по дов. от 02.02.2009;
- от ответчика (заинтересованного лица) Мурзаев Р.А. уд. N 4668 по дов. от 06.02.2009;

- установил:

ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной Антимонопольной службы по Москве от 16.10.2008 N 92 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд г. Москвы заявленные требования удовлетворил, мотивировав свои выводы отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, о чем свидетельствует решение от 30.12.2008.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что судом первой инстанции неправильно были применены нормы материального права, полагая, что реклама "Мягков. В душевной компании" полностью отвечает установленному законом понятию рекламы, по мнению заявителя жалобы, при ее распространении завуалировано реклама алкогольной продукции путем использования: товарного знака "Мягков", товарного знака, представляющего собой изображение "красной извилистой линии", товарного знака "В Душевной компании".
В отзыве на жалобу представитель заявителя просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь при этом на то, что надпись со словами "Мягков. В душевной компании" имеет исключительно информационное значение, позволяющее пользователям индивидуализировать производителя товара.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве возбуждено дело N 8-8-59/08 по обращению Управления Федеральной Антимонопольной службы по Иркутской области относительно размещения ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" во вкладыше газеты "Комсомольская правда" (толстушка) N 185-т/50 от 13-20.12.2007 распространяемой в г. Иркутске рекламы водки "Мягков" в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях рекламного характера, без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы", а также в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде чрезмерного потребления.
20.08.2008 Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе приняла решение, которым признала ненадлежащей рекламу водки "Мягков", размещенную во вкладыше (буклет) газеты "Комсомольская правда" N 185-т/50 от 13-20.12.2007 на первой странице буклета "Мягков. В душевной компании" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления, в связи с нарушением требования ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Материалы дела в соответствии с указанным решением были переданы уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
22.08.2008 ответчиком вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 8-8-59/08 и проведении по нему административного расследования.
03.09.2008 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Административный орган пришел к выводу о том, что реклама товарного знака "Мягков" на первой странице буклета "Мягков. В душевной компании", размещенная во вкладыше газеты "Комсомольская правда" N 185-т/50 от 13-20.12.2007 с нарушением ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей.
Оспариваемым постановлением антимонопольного органа от 16.10.2008 Общество за ненадлежащую рекламу привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Указанное постановление явилось основанием для обращения ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" с заявлением в суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что суд первой инстанции достоверно установил в действиях заявителя наличие состава вменяемого ему административного правонарушения.
Статья 14.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе и влечет наложение административного на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу ст. 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Диспозицией приведенной нормы охватывается нарушение законодательства о рекламе.
При этом в упомянутой статье раскрывается, что под нарушением законодательства о рекламе понимается ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы.
Термины "рекламодатель", "рекламопроизводитель" и "рекламораспространитель" являются понятиями Федерального закона "О рекламе", который в ст. 3 раскрывает их содержание.
- В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- Ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, под ненадлежащей рекламой понимается реклама, нарушающая требования, установленные законодательством Российской Федерации о рекламе.
Размещение ненадлежащей рекламы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, рекламный буклет "Мягков. В душевной компании" распространялся в качестве вкладыша в газету "Комсомольская правда".
Распространение данного буклета осуществлялось в соответствии с условиями заключенного между ООО ТД "Мягков" и ЗАО "Издательский Дом "Комсомольская правда" договора от 15.10.2007 N 04/-877.
В соответствии с п. 1 указанного договора по заявке клиента редакция обязалась оказывать услуги по распространению рекламных материалов компании ООО ТД "Мягков" (л.д. 49).
Обязанность клиента согласовывать рекламные материалы с редакцией предусмотрена п. 2 договора.
Указанный рекламный буклет является печатным изданием, которое выпущено с наименованием: "Мягков. В душевной компании".
Выпуск посвящен информации о том, как встретят новый 2008 год звезды шоу бизнеса, в буклете опубликованы интервью со звездами на тему предстоящей встречи нового года. На второй и четвертой страницах буклета расположена реклама водки "Мягков", в которой имеется предупреждение о вреде чрезмерного употреблении алкоголя.
Однако на первой странице вверху такое предупреждение отсутствует, что, по мнению ответчика, явилось нарушением ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Данной статьей установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие на первой странице буклета предупреждения о вреде чрезмерного употреблении алкоголя, не является нарушением ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе", поскольку административным органом не представлено доказательств, что вкладыш с наименованием "Мягков. В душевной компании" действительно является рекламой алкогольной продукции.
Как правильно указал суд, сам по себе буклет является печатной продукцией, т.е. товаром.
Наименование "Мягков. В душевной компании" - наименование буклета, т.е. наименование печатного издания, которое опубликовано в целях его идентификации.
В соответствии с ч. 7 п. 2 ст. 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что товарный знак "Мягков" зарегистрирован не только в качестве товарного знака для алкогольной продукции.
Из распечатки с официального Интернет-сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам следует, что ООО "Торговый дом "Мягков" зарегистрировал товарный знак "Мягков" в виде словесного обозначения в черном цвете для 16 класса МКТУ - журнал "Мягков" (л.д. 69).
При этом административным органов не проверялась регистрация товарного знака "Мягков" в отношении других классов МКТУ, в том числе для печатных изданий.
Кроме того товарный знак в виде извилистой красной линии - графический (л.д. 71 - 72), товарный знак "В душевной компании" (л.д. 77) зарегистрированы на различные товары, продукты питания, в том числе: чай, кофе, сиропы и т.д. и т.п., а также услуги, т.е. спектр их использования очень широк.
Административным органом не представлено доказательств, которые бесспорно свидетельствовали бы о том, что указанные товарные знаки были использованы для рекламирования именно алкогольной продукции как это требуют положения п. 5 ст. 205 АПК РФ.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в данном случае на первой странице слова "Мягков. В душевной компании" использованы в качестве названия рекламного буклета и сами по себе рекламой алкогольной продукции не являются.
Таким образом, поскольку наименование буклета как наименование товара не является рекламой и на него не распространяется действие ФЗ "О рекламе", следовательно, в названии печатного издания рекламодатель не обязан указывать сведения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, а распространитель такого печатного издания нарушителем ФЗ "О рекламе" не является.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, с учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат материалам дела, не соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2008 по делу N А40-78682/08-154-561 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
О.В.ДЕМИДОВА

Судьи:
С.Л.ЗАХАРОВ
В.А.СВИРИДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)