Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2006 ПО ДЕЛУ N А55-34639/05

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 22 сентября 2006 года Дело N А55-34639/05


Общество с ограниченной ответственностью "Спикер Поволжья "С", г. Самара, (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления от 11.11.2005 Управления по Самарской области Федеральной антимонопольной службы, г. Самара, (далее - Управление, административный орган) о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 50000 руб. (500 минимальных размеров оплаты труда).
Решением первой инстанции от 15.02.2006, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2006, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся судебных актов, как принятых с нарушением норм права, считая, что состав вменяемого правонарушения в его действиях отсутствует, поскольку с учетом мнения специалистов распространяемая им реклама является этичной, но возможно безвкусной.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Управления, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Согласно основным понятиям, данным в ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон о рекламе), действующего в период совершения правонарушения, и используемым в целях указанного Закона,
- реклама, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств, - информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;
- ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленным законодательством Российской Федерации.
Неэтичной согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона о рекламе является реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама не допускается.
В силу ст. 30 названного Федерального закона о рекламе рекламодатель несет ответственность в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
В соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проверив в судебном заседании законность и обоснованность оспариваемого Постановления Управления установили, что Общество, как рекламодатель, в период с 01.10.2005 по 31.10.2005 распространяло на улицах г. Самары по 10 адресам наружную рекламу сети салонов мобильной связи "Связар", являющуюся ненадлежащей (неэтичной), нарушающей общепринятые нормы морали путем употребления оскорбительных сравнений, образов в отношении убеждений физических лиц.
В наружной рекламе Общества (на плакате) содержалось: слева - фирменное наименование сети салонов мобильной связи "Связар"; фирменный логотип; адрес интернет-сайта; номер телефона (846) 226-65-65; в центре - изображение двух животных - кроликов белого и серого цветов, при котором белый кролик располагается сзади над серым кроликом, вплотную к нему сверху; сверху - надпись "белый" не подведет"; снизу - надпись "федеральная сеть салонов сотовой связи с надежными "белыми" телефонами".
По оценке Самарского общественного комитета в защиту нравственности и Регионального духовного управления мусульман Самарской области данная реклама является безнравственной, неэтичной, аморальной, сознательно шокирующей, так как приведенное на рекламном щите изображение содержит зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы морали путем употребления оскорбительных образов в отношении религиозных и иных убеждений граждан. По мнению Самарского общественного комитета в защиту нравственности, авторы рекламы сознательно рассчитывали на шок, удар по нравственному чувству самарцев и подготовили запасной вариант этой же рекламы с заклеиванием серого кролика, находящегося снизу белого.
Факт распространения ненадлежащей рекламы подтвержден материалами дела об административном правонарушении N 102-4380-05/3, определением от 18.10.2005, протоколом от 09.11.2005, Постановлением от 11.11.2005, в том числе фотографиями рекламного образца (л. д. 19), договором на выполнение работ от 01.10.2005 N 11, заключенного Обществом с ООО "ВМФ" (л. д. 24 - 27), договором на предоставление услуг от 27.06.2005 N 5 л/с N 38346 (л. д. 29 - 31), и заявителем жалобы не опровергнут.
Следовательно, законные основания для привлечения Общества к административной ответственности, установленной ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у Управления имелись.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что реклама сети салонов мобильной связи "Связар" противоречит нормам нравственности и морали, оскорбляет как чувства верующих, так и убеждения всех физических лиц и является неэтичной, то есть издана с нарушением п. 1 ст. 8 Федерального закона о рекламе, соответствует установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, правовые основания для признания незаконным Постановления управления отсутствуют, судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств и материалов дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.02.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 27.04.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34639/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)