Судебные решения, арбитраж
Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А09-919/2008-33,
открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление, УФАС) от 16.11.2007.
Решением суда от 03.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда от 03.07.2008 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в газете "Экспресс реклама" N 37 (368) от 23.09.2007 на странице 32 была размещена рекламная информация ОАО "ЦентрТелеком" о проведении акции "Интернет-движение DOMOLINK":
"Интернет-движение ДОМОЛИНК
с 10 сентября по 31 октября
подключайся и получай МОДЕМ!
все, кто подключатся на тарифные планы, начиная
с FiyLink - получат ADSL 2 + модем!!!".
Управление посчитало, что указанная рекламная информация содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), так как в ней отсутствует часть существенной информации о возможности приобретения модема, а именно: нет информации о том, дается модем в подарок или покупается, и в какой форме происходит его оплата. Следовательно, по мнению УФАС, в данной рекламе искажен смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В отношении ОАО "ЦентрТелеком" Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе", по результатам рассмотрения которого реклама была признана ненадлежащей и выдано решение и предписание от 16.11.2007.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что отсутствие в рекламе условий о приобретении модема не может расцениваться как искажение смысла рекламной информации и введение в заблуждение потребителя относительно объекта рекламы - услуги по подключению к сети Интернет (Домолинк).
Однако суд не учел следующего.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" дано понятие рекламы, которой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Общие требования к рекламе определены статьей 5 вышеупомянутого Закона.
Ненадлежащей рекламой, согласно пункту 4 статьи 3 названного выше Федерального закона, признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"). Отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно товара.
Обществом в УФАС была представлена программа проведения акции, согласно которой модем передается пользователю в рассрочку срок 5 месяцев. Стоимость модема составляет 744 руб. Первоначальный платеж за модем 224 руб. (30% от стоимости модема, вносится только в первый месяц) Ежемесячный платеж в счет погашения стоимости модема - 130 руб. (погашение в течение 4 месяцев, будут включены в абонентскую плату по тарифному плану).
Проведенная в рамках рассмотрения спора судебно-лингвистическая экспертиза подтвердила невозможность однозначного восприятия текста рекламы как указание на возможность при подключении к Интернет-движению Домолинк получения модема бесплатно.
Поскольку распространенная Обществом информация умалчивает о том, что дается модем в подарок или покупается, и в какой форме происходит его оплата, тем самым в ней отсутствует часть существенной информации о возможности приобретения модема.
Таким образом, вышеуказанная реклама ввиду сокрытия в ней части существенной информации, искажения смысла информации и введения потребителя в заблуждение, свидетельствует о нарушении Обществом части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Довод, приводимый ОАО "ЦентрТелеком" о том, что модем не является объектом рекламирования, не может быть принят во внимание вследствие того, что подключение к услуге Интернет-движение Домолинк невозможно без данного вида модема, что определено п. 1.4 типового договора на предоставление телематических услуг связи с предоставлением абонентского оборудования, предоставленного ОАО "ЦентрТелеком".
При указанных обстоятельствах УФАС правомерно вынесло в отношении Общества предписание и решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А09-919/2008-33 отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в доход федерального бюджета о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16.11.2007 отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции, 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2008 N Ф10-6010/08 ПО ДЕЛУ N А09-919/2008-33
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2008 г. N Ф10-6010/08
Дело N А09-919/2008-33
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А09-919/2008-33,
установил:
открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление, УФАС) от 16.11.2007.
Решением суда от 03.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда от 03.07.2008 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в газете "Экспресс реклама" N 37 (368) от 23.09.2007 на странице 32 была размещена рекламная информация ОАО "ЦентрТелеком" о проведении акции "Интернет-движение DOMOLINK":
"Интернет-движение ДОМОЛИНК
с 10 сентября по 31 октября
подключайся и получай МОДЕМ!
все, кто подключатся на тарифные планы, начиная
с FiyLink - получат ADSL 2 + модем!!!".
Управление посчитало, что указанная рекламная информация содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), так как в ней отсутствует часть существенной информации о возможности приобретения модема, а именно: нет информации о том, дается модем в подарок или покупается, и в какой форме происходит его оплата. Следовательно, по мнению УФАС, в данной рекламе искажен смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В отношении ОАО "ЦентрТелеком" Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе", по результатам рассмотрения которого реклама была признана ненадлежащей и выдано решение и предписание от 16.11.2007.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что отсутствие в рекламе условий о приобретении модема не может расцениваться как искажение смысла рекламной информации и введение в заблуждение потребителя относительно объекта рекламы - услуги по подключению к сети Интернет (Домолинк).
Однако суд не учел следующего.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" дано понятие рекламы, которой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Общие требования к рекламе определены статьей 5 вышеупомянутого Закона.
Ненадлежащей рекламой, согласно пункту 4 статьи 3 названного выше Федерального закона, признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"). Отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно товара.
Обществом в УФАС была представлена программа проведения акции, согласно которой модем передается пользователю в рассрочку срок 5 месяцев. Стоимость модема составляет 744 руб. Первоначальный платеж за модем 224 руб. (30% от стоимости модема, вносится только в первый месяц) Ежемесячный платеж в счет погашения стоимости модема - 130 руб. (погашение в течение 4 месяцев, будут включены в абонентскую плату по тарифному плану).
Проведенная в рамках рассмотрения спора судебно-лингвистическая экспертиза подтвердила невозможность однозначного восприятия текста рекламы как указание на возможность при подключении к Интернет-движению Домолинк получения модема бесплатно.
Поскольку распространенная Обществом информация умалчивает о том, что дается модем в подарок или покупается, и в какой форме происходит его оплата, тем самым в ней отсутствует часть существенной информации о возможности приобретения модема.
Таким образом, вышеуказанная реклама ввиду сокрытия в ней части существенной информации, искажения смысла информации и введения потребителя в заблуждение, свидетельствует о нарушении Обществом части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Довод, приводимый ОАО "ЦентрТелеком" о том, что модем не является объектом рекламирования, не может быть принят во внимание вследствие того, что подключение к услуге Интернет-движение Домолинк невозможно без данного вида модема, что определено п. 1.4 типового договора на предоставление телематических услуг связи с предоставлением абонентского оборудования, предоставленного ОАО "ЦентрТелеком".
При указанных обстоятельствах УФАС правомерно вынесло в отношении Общества предписание и решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А09-919/2008-33 отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в доход федерального бюджета о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16.11.2007 отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции, 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)