Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2012 ПО ДЕЛУ N А53-8701/2012

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. по делу N А53-8701/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" (ИНН 2801015394, ОГРН 102280000112) - Тишаковой В.Г. (доверенность от 22.02.2012 N 137-Н), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Скутневой К.В. (доверенность от 11.01.2012), Ширинской В.В. (доверенность от 01.02.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Захарова Л.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-8701/2012, установил следующее.
ОАО "Восточный экспресс банк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2012 N 100/04 о привлечении банка к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.04.2012 (судья Чернышева И.В.) требования банка удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях банка состава правонарушения. Суд сделал вывод о том, что спорный рекламный ролик содержит необходимую информацию об условиях предоставления услуги. Существенные условия кредитного договора оговариваются сторонами непосредственно при заключении договора.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 решение суда от 12.04.2012 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение антимонопольным органом принято обоснованно, поскольку банк нарушил законодательство о рекламе: часть текста напечатана мелким шрифтом и транслировались непродолжительное время, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию.
В кассационной жалобе банк просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворить. Считает, что управление не доказало факт искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителей рекламы. Управление не доказало, что информация, размещенная банком в спорной рекламе мелким шрифтом, не воспринимается потребителями, поскольку не были представлены жалобы от конкретных потребителей. Существенные условия кредитного договора оговариваются сторонами непосредственно при заключении договора.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители банка и управления поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе в городе Ростове-на-Дону. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обществом Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), которые выразились в распространении ненадлежащей рекламы.
На телеэкране, расположенном на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы Текучева, транслировался рекламный ролик с изображением девушки, сидящей у камина, надпись сверху - "Успех не бывает случайным, 9,94%". Надпись внизу телеэкрана: "Премиум вклады для очень важных персон", сменяющаяся надписью "Восточный банк, VIP-отделение, ул. Советская, 51/2, www.express-bank.ru 8-800-20-028-20". В последние три секунды демонстрации ролика на экране появляется 18 строк текста (условия предоставления кредита), выполненного мелким шрифтом.
Поскольку указанные сведения были напечатаны мелким шрифтом и транслировались непродолжительное время, управление пришло к выводу о том, что потребитель данной рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
Решением управления от 16.01.2012 указанная реклама признана ненадлежащей, как нарушающая пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
По факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 07.02.2012 управление в отношении банка составило протокол об административном правонарушении. Постановлением управления от 17.02.2012 N 100/04 банк привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса в виде штрафа в сумме 105 тыс. рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, банк обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из наличия в действиях банка состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о рекламе.
Статья 14.3 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона). Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Апелляционный суд установил, что рекламная информация размещена около проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации, высота расположения, размер шрифта, которым написаны существенные условия кредита, лишают потребителей возможности получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: "Восточный банк, VIP-отделение, ул. Советская, 51/2, www.express-bank.ru 8-800-20-028-20", а иные существенные условия предоставления кредита являются недоступными для потребителя.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий.
Вывод апелляционного суда о наличии в действиях банка вмененного ему состава правонарушения основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. В рекламной информации банка отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Другие условия, сформированные рекламой и являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, присутствовали, однако форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана правильная юридическая оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые апелляционный суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А53-8701/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
С.М.ИЛЮШНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)